Татарская свадьба – важное событие для будущей мусульманской семьи. Это уникальное торжество с богатыми национальными обрядами. Соблюдение мусульманских традиций древнего народа делают татарскую свадьбу самобытной и по-настоящему колоритной. В этой статье портал svadbagolik.ru расскажет вам об особенностях татарской свадьбы.
Какие обычаи и традиции у татар?
8 традиций татарского народа, которые соблюдаются по сей день
- Гостеприимство …
- Особое воспитание для девочек …
- Сабантуй …
- Никах …
- Келин тушу …
- Исем кушу — Имянаречение …
- Каз умасе — Праздник гусиного пера …
- Карга боткасы — Каша для грачей
27 июн. 2021 г.
Интересные материалы:
Сколько Сплитерных блоков в одной паллете? Сколько срок годности бутилированной воды? Сколько стоят часы AMST? Сколько стоят фрукты в Абхазии? Сколько стоят юбилейные монеты ссср? Сколько стоят монеты Олимпиады 1980? Сколько стоят одноразовые маски? Сколько стоят одноразовые трусы в роддом? Сколько стоят таблетки Спиронолактон? Сколько стоят тест полоски для глюкометра Акку Чек?
Свадебный обряд казанских татар
В зависимости от локальной принадлежности свадебные торжества могли начаться как на стороне невесты, так и на стороне жениха. Традиционно они продолжались по два (в некоторых местах по три) дня на каждой из сторон и устраивались для молодежи и пожилых родственников поочередно. В местах, где свадьба начиналась на стороне невесты, день проведения никаха уже считался днем свадьбы, на нее приглашались взрослые. На второй день гостями становились молодые пары. Если же свадьба начиналась на стороне жениха, то после никаха жених забирал невесту. На сегодняшний день мы наблюдем редуцированный вариант свадьбы, когда, независимо от местности, свадебные торжества проходят в течение одного дня, преимущественно в арендованном кафе или ресторане. Однако церемония встречи жениха и его свиты в доме невесты, а также вступление невесты в дом жениха не претерпели больших изменений и проводятся с соблюдением традиционных обычаев.
Встреча жениха у татар республики сопровождается довольно сложной церемонией.
У ворот дома жениха и его свиту ожидают родственники и близкие невесты, которые не пускают их в дом. Они требуют от жениха выкуп за то, чтобы пройти к своей избраннице. Только после того, как он раздаст стоящим у ворот людям деньги или подарки – «капка хакы» (досл.: «стоимость ворот») или разгадает загадку, свадебной свите открывают ворота.
Путь от ворот до крыльца, а далее – до комнаты невесты жених также проходит, преодолевая различные препятствия в виде заданий и вопросов. Например, жених должен отыскать ключ от дверей, дотянуться и поцеловать фотографию своей возлюбленной, прикрепленную очень высоко, назвать день рождения невесты, день их знакомства, во что она была одета в этот день. За каждую не отгаданную загадку или не выполненное задание жених откупается деньгами. Этот обычай в ряде мест называется «килен сатыш» (досл. «продажа невесты»). Ярким примером выкупа невесты является исполнение младшими братьями и сестрами невесты песни «Дверная ручка» («Ишек бавы» җырлары): «Ишек бавы – бер алтын, безнең апа – мең алтын…Ашыкмый тор, җизни абый, сеңелләр бүләк алсын, энеләр бүләк алсын!» (Дверная ручка стоит один алтын, а наша сестра – тысячу алтынов… Не торопись, зять наш дорогой, пусть сестренки подарки получат, пусть братишки подарки получат!) (записано от Нуриевой С.А., 1962 г.р., с. Бишня Зеленодольского района РТ).
Выкуп невесты включает в себя и выкуп ее приданого. Для того, чтобы забрать приданое, сложенное в сундук, а также постельные принадлежности, жениху необходимо заплатить за него. Сборщики денег, а это могут быть и дети, и взрослые, обычно садятся на сундук и в шутливой форме начинают выпрашивать у жениха деньги. Получив запрашиваемую сумму, они разрешают выносить приданое из дома. Иногда торг устраивается не в доме невесты, а при выносе приданого из транспорта по прибытии в дом жениха. Такие эпизоды в контексте свадебного обряда создают атмосферу веселья, задора, способствуют налаживанию дружеских отношений между гостями.
Вывод невесты из родительского дома сопряжен с выполнением множества запретов и предписаний заклинательно-магического характера. Выходя из родительского дома, она не должна оборачиваться назад – считается, что тогда ей будет тяжело на новом месте.
В то же время, наложение такого запрета на невесту выполняется с пожеланием того, чтобы замужество ее было на всю жизнь, чтобы она не разводилась с мужем. В народе сложилось немало поговорок, отражающих данную традицию: «Төшкән җирендә таш булып батсын!» (Пусть ляжет камнем там, куда прибудет!) [3, с. 121], «Таш бул да, аш бул!» (Камнем стань, да пищей стань!) [3, с. 308]. Бытование данной традиции и на сегодняшний день свидетельствует о том, что молодые серьезно подходят к вопросу создания крепких семейных отношений.
Эту же цель преследуют и действия, которые выполняют родители невесты. Так, в Камско-Устьинском районе РТ вслед за невестой льют воду [записано от Касымовой Р.И., 1965 г.р., с. Б. Кляри Камско-Устьинского района РТ], в Кукморском районе РТ сразу же после увоза невесты свитой жениха мать невесты заносит в дом несколько поленьев дров и бросает их на шесток, а все оставшиеся в доме люди должны присесть и соблюдать тишину [записано от Харисовой Х.Г., 1942 г.р., д. Туркаш Кукморского района РТ]. После этого всех соседей и старших родственников приглашают к застолью. Во время чаепития они читают молитвы, проговаривают благопожелания в адрес молодоженов. Кроме предписаний, существуют и некоторые запреты, нарушение которых может отрицательно сказаться на будущей жизни новобрачных. Например, после увоза невесты запрещается мыть или подметать полы, чтобы она смогла без препятствий совершить обряд перехода. Необходимо отметить, что запрет на любые виды уборки до достижения путником места назначения соблюдается татарами повсеместно. В некоторых локальных традициях действие запрета регламентируется временем, к примеру, переходом конкретной границы – «су чыкканчы» (в течение переправы), что соотносится с представлениями о воде (реке) как о рубеже, разделяющем «свой» и «чужой» мир.
Важное место в свадебном обряде татар занимает процедура гражданской регистрации брака. Сразу после увоза невесты из родительского дома молодые направляются в учреждение, которое берет на себя полномочия органов ЗАГСа на местах. Как правило, в сельской местности регистрация проходит в Домах культуры. Силами организаторов проводятся различные игры и конкурсы с участием молодых и приглашенных на свадьбу гостей, благодаря чему процедура регистрации приобретает эмоционально-зрелищный характер. В последнее время очень часто наблюдается обращение молодых к услугам выездных регистраций брака.
Вступление невесты в дом жениха пронизано идеей приобщения невесты к новому роду, обеспечения достатка в семье, а также закрепления на новом месте. Когда свадебное шествие невесты подходит к дому жениха, вся его родня выходит навстречу для приветствия гостей. Выйдя из машины (в прошлом, спускаясь из телеги), невеста встает на подушку или вывернутую наизнанку шубу, символизирующих светлую и богатую жизнь совместно с мужем.
А у крыльца дома мама или родственница жениха угощает молодых хлебом, маслом и медом, сопровождая свои действия словами: «Күңелең майдай йомшак, телең балдай татлы булсын!» (Пусть душа твоя — как масло мягкой, а язык – как мед сладким будет!). Во многих местах существует обычай посыпать или погружать руки невесты в муку, посуду с зерном для того, чтобы молодожены жили в достатке [10, с. 52; записано от Гайнуллиной Н.Ш., 1932 г.р., с. Бакрче Апастовского района РТ; записано от Низамовой М.Г., 1923 г.р., с. Ст. Киреметь Аксубаевского района РТ]. Идея закрепления невесты в новой семье выражается в обычае прислонять ее к печи сразу же при входе в дом жениха [10, с. 51-52]. Последнее актуально в том случае, когда в доме имеется печь. В настоящее время данный обычай постепенно выходит из обихода.
С момента приезда и вступления невесты на территорию жениха, каждый шаг, каждое движение и даже взгляд новобрачной обозначается особыми приметами и знаками. Так, наблюдают, подняла ли невеста за собой подушку, на которую вставала. Выполнившая данное действие невеста считается хозяйственной, надежной: «Килен мендәргә басты да, колагыннан тотып кереп китте, мәгънәле килен булды» [1, с. 66]. В других местах такое поведение невесты толкуют к плохому ее отношению к свекрови в будущем [записано от Гайнуллиной Н.Ш., 1932 г.р., с. Бакрче Апастовского района РТ]. А при входе в дом невеста старается воздействовать на будущую жизнь, проделывая определенные действия. Она стремится успеть выполнить действия, связанные с приметами «старшинства» – например, смотрит на крышу или печную трубу дома, если есть возможность, надевает какой-нибудь головной убор мужа, а время свадебного застолья старается оказаться выше мужа, подложив для этого что-нибудь под себя. В то же самое время она совершает действия по формированию устойчивой, прочной жизни на новом месте – старается смотреть на печь и не смотреть на окно. Как известно, печь олицетворяет стабильность, оседлую жизнь, а окно – слезливую и безрадостную жизнь [записано от Зариповой М.Т., 1915 г.р., д. Суля Сабинского района РТ].
Развешивание приданого в доме жениха представляет собой акт приобщения невесты к новым родовым духам. Этот обряд, в зависимости от местности, мог проводиться и заранее, и в день вступления невесты в дом жениха. Приданое («бирнә»), представленное еще в недавнем прошлом богато орнаментированными изделиями, изготовленными в основном самой невестой, играло роль задабривания духов предков семьи мужа, покровителей его рода.
Вместе с тем, снимая вещи свекрови и развешивая свои, новобрачная утверждалась в роли молодой хозяйки дома и начинала самостоятельную взрослую жизнь. На сегодняшний день невеста готовит приданое не для всего дома, а только для обновления своей комнаты. Кроме вещей для развешивания, невеста привозит постельные принадлежности, куда входит пара подушек, матрас, одеяло.
Особенностью традиционной свадьбы татар является проведение свадебного торжества в доме жениха, куда к вечеру за свадебным столом собираются все гости и хозяева. Однако в последнее время, желающих играть свадьбу дома становится все меньше, так как проведение такого масштабного мероприятия, как свадьба, в арендованном помещении оказывается менее хлопотным и более праздничным. На стол в основном подают татарские национальные блюда – суп-лапша или треугольники с бульоном, казылык, губадия, чакчак, баурсак (обжаренные во фритюре пончики, залитые сладким сиропом, отличающиеся от чакчака размером, а также технологией приготовления). Застолье, совместное принятие пищи символизирует окончательное приобщение невесты к новому дому и семье, а также скрепление социальных связей двух роднящихся сторон.
Кульминационным моментом свадебного застолья у татар выступает обычай выноса гостинцев, привезенных родителями невесты. Под торжественное объявление тамады к гостям выносятся «кодалар күчтәнәче» («гостинцы сватов»), состоящие из традиционного набора блюд.
Как правило, первым выносят хлеб, за которыми следуют чакчак (или баурсак), пирог и вяленый или запеченный гусь. Все гостинцы приносятся в парном количестве. Как известно, парность в свадебном обряде выражает идею скрепления, соединения жениха и невесты, а также двух роднящихся сторон. В то же самое время, в отдельных локальных традициях вторую пару гостинцев принято возвращать обратно хозяевам. Данная традиция еще раз демонстрирует объединение двух чуждых доселе родов в одно единое, установление между ними родственных уз.
Традиционным элементом свадебного торжества являются застольные песни, которые также несут в себе идеи приобщения, установления взаимодоверительных отношений брачующихся сторон. Преобладающее большинство застольных песен на современных свадьбах татар республики составляют песни, основанные на идее восхваления, величания сватий и сватов. В таких песнях, которые носят название «кода-кодагый җырлары», («песни сватов и сватий»), на виду у всех воспеваются хорошие душевные качества, богатства, красота, ум новой родни. Исполняются такие песни в форме состязаний, которые происходят между сторонами жениха и невесты.
Ач тәрәзәң, җиләк бирәм Открой окошко, земляники дам
Бөрлегәннәре белән. С ягодками костяники.
Без кушылдык кодаларның Мы соединились со сватами
Бер дигәннә ребелән. С самыми лучшими на свете.
[6, с.128].
Также очень большое место среди застольных песен занимают песни, исполняемые в честь жениха и невесты. В них наличествуют мотивы превозношения, восхваления молодой пары, звучат благопожелания в их адрес.
Самоварны тиз кайната Быстро кипит самовар
Каен, миләш күмере, На углях березы и рябины,
Кияү белән яшь киленнең Пусть жених с невестою
Озын булсын гомере [8, с.367]. Живут долго и счастливо!
Время свадебного застолья — наиболее насыщенный этап свадебного обряда. Именно торжество застолья позволяет каждому участнику произнести благопожелания молодым и преподнести им свои подарки. Поздравляя молодых, желают крепкую, прочную семью, счастье и долголетие.
Туйлары котлы булсын, Поздравляем со свадьбой,
Нигезләре ныклы булсын. Пусть корни ваши прочными будут.
Һәммәгез дә озын гомерле булсын! [3, с. 105-106]. Пусть жизнь каждого долгой будет!
Во время застолья гости преподносят молодоженам подарки, состоящие на сегодняшний день главным образом из предметов бытовой техники, денежных средств. Отдельное место в контексте свадебного обряда татар занимает исполнение национальных плясок. Пляски присутствуют на всем протяжении свадебного торжества – и на этапе увоза невесты, и во время официального заключения брака, и во время основного свадебного торжества. Пляски могут быть как массовыми, так и парными. Интересна в этом плане пляска двух сватий (матери жениха и невесты), которую можно расценивать, в некоторой степени, как своеобразное состязание в удальстве и мастерстве. Вместе с тем, каждая из них выступает не только за себя, но и за весь свой род, поэтому старается демонстрировать свои лучшие качества. Данная традиция до сих пор остается одной из актуальных эпизодов свадебного торжества.
Первая брачная ночь является логическим продолжением свадебной церемонии. Постель новобрачным стараются стелить в отдельном помещении, иногда для этого случая обращаются к соседям с просьбой предоставить молодым дом («кияү өе», «бикәч») на одну ночь (в некоторых местностях – на несколько ночей). В прошлом у татар существовал обычай устраивать постель новобрачным в клети («ак келәт» «кияү келәте»). Стелить постель поручают счастливой в замужестве многодетной женщине-родственнице или незамужней девушке из полной семьи.
Выполняя данную работу, произносят слова благопожелания, направленные на чадородие и любовь. Интересен обычай, существующий в некоторых местах, по которому в постели новобрачных катают ребенка с целью обеспечить молодым деторождение (например, в Высокогорском районе РТ).
Весьма примечателен бытующий в ряде мест обычай проведывания молодых приятелями жениха на следующий после первой брачной ночи день, который называется «хәл белү» (досл. «узнать, как дела»). Он является до сих пор одним из устойчивых эпизодов в цикле свадебных обрядов татар Высокогорского района РТ.
После первой брачной ночи (также, как и после никаха) молодые идут в баню. Этот обычай, кроме санитарно-гигиенических функций, очевидно, носит элементы очистительной, инициационной символики. Женщина отныне расстается со своим домом, «смывая» с себя прошлую жизнь, переходит к новым людям создавать собственную семью.
Таким образом, невеста «умирает» в одном состоянии, чтобы вновь «родиться» в роли замужней женщины. В рамках обрядового купания в бане у татар, проживающих на территории Республики Татарстан, существует очень интересный обычай, по которому в баню молодых везут на тележке или на санях, в зависимости от времени года. Перед тем, как повезти в баню, их сначала катают во дворе, а потом на улице. Таким же способом везут в баню родителей и некоторых других родственников невесты, которые должны непременно помыться в бане, истопленной для молодых. В большинстве случаев они по-настоящему не моются, а все действо выполняется лишь в качестве увеселительного мероприятия. Суть всего происходящего заключается не только в создании атмосферы задора и веселья, но в трансляции более важных ценностей. Катая участников свадьбы по улице, совершают своеобразное оповещение односельчан о вступлении молодых в брачные отношения, подчеркивая тем самым включение вновь созданной семейной пары в социум. В большинстве своем данный обычай не имеет отдельного названия, но в некоторых локальных традициях, например, в населенных пунктах Алексеевского района РТ он известен под названием «төр – толкать).
Из цикла церемоний, связанных с браком, но проводимых после свадьбы, следует отметить те обычаи и обряды, которые приобщают молодую к семейному очагу мужа, к хозяйственной деятельности новой семьи.
Туй
После того, как молодые зарегистрировали свой брак в органах ЗАГСа, они отправляются в дом к девушке, где и проходит шумное застолье. В последнее время, традиции сделали более современными и некоторые пары отправляются отмечать свадьбу в банкетный зал ресторана.
Туй – шумное татарское застолье, на него созывают большое количество гостей. Приглашают всех: соседей, друзей, знакомых. Нередко будущие супруги даже не знают тех, кого позвали на их торжественное мероприятие. Родственники девушки накрывают шикарный стол. Все чаще на нем присутствуют европейские или русские блюда.
Однако есть те традиционные яства, которые есть в обязательном порядке на каждом мероприятии:
- Чак-чак.
- Гусь.
- Закрытый пирог.
Никогда на татарской свадьбе не пьют алкогольные напитки, они находятся под строжайшим запретом.
В качестве основного горячего блюда в середине мероприятия подают двух гусей. Они являются символом молодой пары. Резать птиц доверяют самому почтенному и уважаемому гостю. Сделать он это должен так, чтобы не травмировать косточки. Жених с невестой обходят гостей с тарелками и лично вручают вкусное горячее блюдо.
Чак-чак выступает на туе в качестве свадебного торта. Его выносят на красивой тарелке с национальным орнаментом. Зачастую именно восточные сладости готовит невеста и её семья. Сестра девушки обходит гостей с небольшим блюдцем, на который пришедшие складывают деньги, тем самым выкупая вкусный чак-чак.
Это интересно: Как составить современный сценарий на сватовство со стороны жениха?
Традиционные блюда татарской свадьбы: изобилие вкуса
Ни одна мусульманская свадьба не обходится без гуся. Его вынос сопровождается вручением подарков и денег. Разделывать гуся доверяют только мужчине.
Помимо этого, в начале и по окончанию торжества, подается чай со сладостями. Из спиртного, согласно традициям, разрешается брага.
Еще одно традиционное лакомство татар на свадьбах – чак-чак. Представляет собой сладкое блюдо из теста, удивляет простотой приготовления и имеет восхитительный вкус. Эту сладость по обычаю готовит мама невесты.
На свадебном столе в изобилии компоты, фрукты, овощи, супы и мясные блюда.
Похищение невесты
Свадебный ритуал в мусульманских странах — очень интересное и яркое зрелище. А начинается он с похищения невесты. Конечно же, по обоюдному согласию. У мусульман брак по принуждению считается недействительным. А чтобы новоиспеченный жених случайно не спутал свою возлюбленную с другой девушкой, он передает ей через посыльных платок, который она повязывает на руку. Затем в условленный час он на полном скаку хватает девушку и везет в свой дом. Там уже ждут невесту. И прежде чем молодая девушка станет полноправной женой, ей необходимо пройти ряд испытаний. Вначале, перед тем как войти в дом жениха, она должна перепрыгнуть через ритуальный костер. Считается, что так она очищается и предстает перед семьей будущего мужа полностью обновленной. Затем молодую девушку рассматривает мать жениха, оценивая ее молодость, красоту и здоровье. И если выбор сына одобряется, то тогда все начинают готовиться к свадьбе. Маленькая девочка снимает с пальца невесты колечко, это означает, что она теперь сама может в скором времени стать невестой, а молодая похищенная девушка – женой. Тем временем будущую жену сажают за красной ширмой, где она должна находиться до свадьбы. Таким образом, проверяют выдержку девушки, а также насколько она чтит традиции своих предков. А в это время в дом невесты засылают сватов, которые и предлагают отцу семейства выкуп за его дочь. И если договор состоится, играется свадьба, на которую готовится множество угощений и подарков. Родители молодых дарят новоиспеченной семье все необходимое для будущей семейной жизни.
Как проходит калым
В том случае, если кандидатуры друг друга устроили, то традиционная свадебная церемония продолжается дальше. Следующим этапом происходит общение родителей юноши и девушки. На нем отец сообщает размер калыма, который он требует за свою дочь. Калым – это своеобразный выкуп.
Он может исчисляться в денежном объеме, драгоценностях, недвижимости, скотине. Отец не имеет права выдавать свою дочь замуж без выкупа. Жених должен отдать калым своему тестю ещё до официальной церемонии, за несколько дней. В таком случае традиционная татарская свадьба продолжается дальше.
Как проходит никах
Никах – так называется религиозный обряд, с помощью которого закрепляется брак Аллахом. Его проводит мулла на дому или в мечети. Принципиальной разницы в этом вопросе нет. На никахе присутствуют лишь самые близкие родственники невесты и жениха.
Если сравнивать его с православным обрядом венчанием, то можно отметить большое сходство. Невеста и жених встают перед Аллахом, клянутся в соблюдении Корана и супружеских обязанностей. Без никаха брак считается недействительным, даже если его официально зарегистрировал орган ЗАГСа.
Перед проведением религиозного обряда, жених и невеста обмениваются памятными подарками. Девушка вручает юноше изделие ручной работы. Это может быть рубаха или тюбетейка. Парень же щедро одаривает свою суженую драгоценностями или дорогой одеждой. После никаха супруги имеют право оставаться в одной комнате одни. До этого их личное общение строго запрещено.
Это интересно: Что дарят на сватовство со стороны жениха: особенности церемонии
В мечеть в обязательном порядке близкие будущих супругов приходят в национальных костюмах. Со стороны девушки должны присутствовать два мужчины, являющиеся близкими родственниками. Как и при официальной регистрации, на время религиозной церемонии назначаются свидетели. Это могут быть или два мужчины, или один мужчина и две женщины. В исламе один мужчина равен двум женщинам.
Многовековые восточные традиции
Восток — дело тонкое, и с этим утверждением никто спорить не станет. Казалось бы, там, где можно все решить очень просто, мусульмане все сделают сложно и витиевато. Но, возможно, в этом и заключается вся прелесть восточных обрядов. И вот одной из таких традиций стал выкуп невесты. Что такое калым, знает каждый мусульманин. Потому что, прежде чем задумываться о женитьбе, юноша должен позаботиться о выкупе, который он отдаст за невесту. Почему возникла такая традиция много веков назад? Скорее, все из экономических соображений. Таким образом, жених как бы возмещал убыток, приносимый тем, что семья лишалась рабочих рук и приданого, которое невеста забирала с собой. Как правило, выкуп состоял из золота, крупного рогатого скота, верблюдов, овец и коз. И чем богаче отец невесты, тем более высокие требования к калыму.
Традиционные свадебные наряды: татарские свадебные платья
Особые требования к свадебному наряду предъявляются невесте – символу скромности. Татарские длинные свадебные платья, необязательно белого цвета, должны прикрывать все тело: руки, декольте и шею. Голова невесты обязательно покрыта. Альтернативой свадебному платью могут быть брюки с туникой.
Татарский свадебный наряд жениха – практически любой вариант европейской свадьбы. Это всевозможные костюмы черных, темных или серых цветов, рубашки, галстуки, смокинги. Обязательным для жениха является наличие тюбетейки на голове.
Традиции татарской свадьбы в некотором роде схожи со свадебными традициями в России, ведь это и сватовство, и пышное застолье. Но мусульманские обычаи отличаются особым колоритом и торжественностью. Это большой праздник, с которого начинается счастливая семейная жизнь! Подробно ознакомиться со свадебными традициями народов мира вы можете на портале Свадьбаголик.ru.
Встреча невесты в доме жениха: интересные традиции татарской свадьбы
По татарским правилам встреча невесты сопровождается особо теплым и радушным приемом. Особый почет к гостье осуществляется путем возложения подушек под ее ноги. Затем невесту угощают хлебом с медом во имя добросердечных отношений со свекровью и сестрами жениха. А если невеста окунет руки в муку – новоиспеченную семью ждет достаток и благополучие.
Отдельного внимания заслуживает обряд освящения жилища невестой. Развешивание новых полотенец и занавесок, а также раскладывание половиков дает невесте право освоиться в новом доме, а родственникам жениха – посмотреть на приданное.
Переезд заканчивается пышным застольем.
Сватовство: начало подготовки к празднованию
Родители с обеих сторон выясняют родственные связи между молодыми до седьмого колена. Если родства между женихом с невестой нет – свадьба возможна.
После этого в процессе сватовства можно выделить три этапа:
- смотрины невесты,
- рассказы о женихе,
- переговоры.
На последнем этапе происходит обсуждение всех материальных вопросов, в том числе оговаривается размер и составляющие калыма. Выкуп невесты, согласно татарским традициям, выплачивается полностью в день свадьбы или раньше.
Интересным можно считать тот факт, что размер приданого невесты не обсуждается. Если обе стороны договариваются, невеста передает в дар вышитое вручную полотенце или тканую скатерть, а родня жениха – деньги. Заканчивается сватовство пышным застольем.
На Руси
По русским обычаям существовало множество примет, связанных с проведением сватанья.
Наиболее счастливым временем для сватовства невесты у русских признавались нечётные числа месяца. Однако ни в коем случае нельзя было свататься тринадцатого числа, а также по средам и пятницам. Для того чтобы избежать сглаза, делать это следовало поздним вечером, после захода солнца.
Прежде чем зайти в дом девушки, нужно было слегка прикоснуться к косяку двери. Сватом выступал крёстный отец или другой родственник жениха. Могла стать свахой и мать. Иногда в свахи приглашали какую-либо почтенную женщину, особо уважаемую в деревне.
О свадьбе нельзя было заговаривать напрямую. Для этого в русских обрядах сватовства использовались определённые иносказания, вроде знаменитого: «У вас товар, у нас купец» или «У вас уточка, у нас селезень».
В некоторых местностях России было принято, чтобы невеста, демонстрируя своё отношение к молодому человеку, во время сватовства подметала пол: если девушка мела по направлению к печи, это означало, что жених ей по нраву, если же по направлению к двери – то нет.
На протяжении сватовства невеста должна была молчать, однако полагалось, чтобы она трижды меняла свои самые лучшие наряды. Также невеста прилюдно показывала свои вышивки, собственноручно сплетённые кружева, вязаные и тканые вещи.
Если согласие родителей девушки было получено, то жених со своими родителями удалялся из избы, чтобы ещё раз обсудить добродетели избранницы. Когда они возвращались, мать девушки подносила жениху питьё. Если он опорожнял всю кружку, значит, он по-прежнему намеревался жениться, если лишь пригубливал – свадьба отменялась.
Развлечения для гостей
Татарский народ очень гостеприимный и щедрый, поэтому мероприятие тщательно продумывается. Организаторы мероприятия на протяжении нескольких дней развлекают присутствующих гостей. Празднество насыщают танцами, конкурсами, шутками, игрой на самобытных музыкальных инструментах, к которым относятся тальян, курай, мандолина и домбра.
Мусульманские законы не позволяют на свадьбе распитие алкогольных напитков. По окончании обеда гостям обычно предлагают чай, сладкие блюда и десерт.
Особенно запрещено употребление спиртного во время проведения священного ритуала Никах. Если кто-то из присутствующих нарушит запрет, обряд признается недействительным.
Музыкальное сопровождение
Музыка, сопровождающая торжество, зависит от стиля проведения мероприятия. Многие пары выбирают музыкальные композиции по своему вкусу и желанию, поэтому на многих торжествах звучат песни на русском и татарском языках. Уместны как плясовые народные, так и классические мелодии, например, известный всему миру свадебный Марш Мендельсона.
Что такое калым? Мудрые восточные традиции
Традиции и обряды современными людьми воспринимаются уже не так серьезно. Они несут скорее исторический или игровой характер. Но на Востоке давние ритуалы предков так же живы, как и много веков назад. Эти традиции чтут и передают из поколения в поколение. И вот одним из таких обрядов является калым. Это слово уходит своими корнями в далекие, доисторические времена, а означает оно выкуп за невесту.