День танца (29 апреля) — история праздника и традиции


Традиции праздника

Традиционно 29 апреля известный представитель танцевального мира обращается к общественности с посланием о значении и красоте танца. В 1984 году выступал советский хореограф Юрий Григорович, в 1996 году – российская балерина Майя Плисецкая.

В этот день проходят танцевальные фестивали и соревнования. Школы танцев проводят дни открытых дверей. Устраиваются флешмобы. Организуются вечера танца.

В России в Международный день танца хореографам, дирижерам, композиторам и художникам вручается профессиональная балетная премия «Душа танца».

Фильмы о танцах

Если вы хотите зарядиться танцевальным настроением, воспользуйтесь фильмами из нашей подборки.

  • «Грязные танцы», 1987.
  • «Бар «Гадкий койот», 2000,
  • «Билли Эллиот», 2000.
  • «Мулен Руж», 2001.
  • «За мной последний танец», 2001.
  • «Чикаго», 2002.
  • «Давайте потанцуем», 2004.
  • «Шаг вперед», 2006.
  • «Держи ритм», 2006.
  • «Балетные туфельки», 2007.
  • «Еще одна история о Золушке», 2008.
  • «Уличные танцы», 2010.
  • «Бурлеск», 2010.
  • «Черный лебедь», 2010.
  • «Милая Фрэнсис», 2012.

Тосты

«Поздравляю с Международным днем танцев! Желаю потрясающего чувства ритма, невероятной пластики, выносливости, энтузиазма и веры в свои возможности. Крепкого здоровья, открытия себя в новых направлениях, чарующей хореографии и бурных аплодисментов. Пусть ваш талант будет ярко сверкать на международной арене»!

«Всех, кто не может оставаться на месте, когда слышит музыку, поздравляем с Международным днем танца! Танец — это зашифрованный язык движений, это скорость и вихри эмоций. Танец — это больше, чем слова. Танцуйте, раскрывайтесь в танце, и открывайте для себя других людей. Пусть зажигательный танец вашей жизни не останавливается никогда»!

«Желаем всем танцорам, чтобы вас сегодня посетила богиня танца, и подарила вам желание процветать профессионально! С Днем танца, дорогие танцоры! Пусть воздушной и невесомой будет ваша походка, пусть стройной и изящной будет ваша фигура! Желаем вам окунуться в страстные объятия танца и закрутить с ним головокружительный роман на всю жизнь! Новой энергии вам, воодушевления, бодрости, ритма! Пусть сердце в груди стучит в такт с мелодией вашей души! Пусть танец для вас будет всегда желанным и любимым делом для души и тела! Желаем вам, чтобы каждый ваш танец заканчивался бурным всплеском аплодисментов поклонников вашего творчества»!

Почему всемирный день танца отмечают 29 апреля

Сама дата была предложена знаменитым педагогом и хореографом Петром Гусевым в память о родившемся в этот день французском балетмейстере, теоретике и реформаторе балета Жан-Жорже Новерре (1727—1810), вошедшем в историю как «отец современного балета».

Человек-эпоха снимает маску

Что же такого великого сделал Новерр для танца, что его имя, единственное, в общем-то, из немногих имен в истории балета, так чтут потомки? А День его рождения объявляют Днем Танца? Даже эпоху, в которую жил Новерр в балетной истории так и назовут – эпоха Новерра… Всё очень просто: он этот танец реформировал. Причем реформировал не просто танец, но и всё связанное с ним. Потому что, какое важное событие нам не придется вспомнить в истории танца, почти все они окажутся связанными с реформами Новерра. Даже право танца на независимость от других театральных видов искусства тоже связано с ним. Ведь балетное представление до Новерра часто входило в состав какого-нибудь оперного или драматического спектакля и просто было одним из его актов. Новерр же такое подчиненное положение балета переменил самым решительным образом.

Другие нововведения, вошедшие в практику театрального дела с середины XVIII века, тоже связаны с ним. Например, декорации. В XVII и XVIII веках театральная сцена напоминала собой роскошную, замысловатую картину, где в богатой раме портала были заключены парки, дворцы, площади городов. Чего только не придумывали художники, чтобы привлечь публику. И как только балет выделился в независимый вид искусства с подобным «украшательством», особенно в спектаклях самого Новерра, было покончено. Художественное оформление должно было точно отражать эпоху и место действия спектакля и освобождать место для танца.

Или театральный грим… До Новерра танцовщики, как известно, носили театральные маски. Их носил и сам Король-Солнце Людовик XIV, когда танцевал в поставленных на него балетах, и профессиональные танцовщики вплоть до середины XVIII века. И именно Новерр решительно потребовал отказаться от них в своих спектаклях, утверждая, что «лицо – зеркало души», и чтобы его выражение легче было рассмотреть сидящим в зале, в театре стали применять грим. Считают, что первым из балетных актеров отказавшемся от маски, был Вестрис-отец: его появление на сцене с незакрытым лицом «едва не произвело суматоху в партере» Парижской оперы.

Свои мысли этот реформатор балета сформулировал в специальной книге, которая до сих пор является катехизисом балетных танцовщиков, а в балетных училищах будущие артисты балета её тщательно изучают и конспектируют. В 1760 году, в Лионе и Штутгарте, эта книга впервые вышла в свет под названием «Письма о танце и балетах» («Lettres sur la danse et les ballets»). Фактически совершивший революцию в балетном театре, этот труд принес Новерру европейскую известность. В ней реформатор балетного искусства попытался осмыслить весь предыдущий балетный опыт. Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима, она подчинялась танцам, которые к тому же должны заключать в себе драматическую мысль. В «Письмах о танце и балете» он разрабатывал теоретические задачи пантомимы, ввел новый балетный термин pas d’action, то есть «действенный балет».

Эта большая теоретическая работа впоследствии выдержала множество переизданий и была переведена на все основные европейские языки. А в 1803—1804 гг. этот труд вышел в 4 томах и в Петербурге под названием «Письма о танце» — книга была издана в России благодаря ученику Новерра — Шарлю Ле Пику, приглашенному в Петербург в 1787 в качестве первого танцора, а затем и хореографа. С тех пор в России книга переиздаётся вплоть до настоящего времени.

Театральное побоище в Лондоне

Итак, 29 апреля 1727 года, то есть почти три столетия тому назад, неподалеку от Парижа родился Жан-Жорж Новерр. Биография его не совсем обычна для танцовщика и хореографа того времени, потому что происходил он совсем не из актерской семьи, и, соответственно, профессия танцовщика перешла к нему не по наследству, что сплошь и рядом встречалось в те времена. Его отец Жан-Люис Новерр, уроженец Лозанны, был адъютантом в армии воинственного шведского короля Карла XII, того самого, что проиграл Петру I битву под Полтавой. Так что мальчика ожидала прекрасная военная карьера, если бы он не предпочел воинской службе занятия театром и танцами. А такое поведение отпрыска хорошей фамилии далеко выходило за границы общепринятых норм жизни середины XVIII века.

Учился Новерр у знаменитых учителей: Жана-Дени и Луи Дюпре, а также уже у престарелого тогда танцмейстера Марселя. Дюпре и предложил 16-летнему ученику его первый ангажемент в качестве танцовщика в театре Комической оперы, потому что в Парижскую – главный балетный театр во всем мире — в то время он попасть не сумел. После Парижа были Берлин, Марсель, где Новерр был партнером знаменитой балерины Камарго, вошедшей в анналы истории тем, что была первой из танцовщиц укоротившей подол своей балетной юбки по самую икру, выставив на обозрение красивейшие ножки. Ими танцовщица выделывала антраша и кабриоли, которые до неё под силу было исполнить только мужчинам-виртуозам. Не забудем, что хозяином сцены вплоть до конца XVIII века в балете, да и вообще в театре, оставался все-таки актер или танцовщик. В 1751-1752 годах Новерр сам возглавил в марсельском театре труппу танцовщиков, куда вошла и его жена, урожденная Мари-Луиза Совер, вскоре, правда, оставившая танцевальное поприще ради амплуа комедийной актрисы.

Неоднократные попытки попасть в первый театр Франции – Королевскую академию музыки или Большую Парижскую оперу (так она будет называться позже), по-прежнему были безуспешны. Но в 1754 году 27-летний хореограф показал парижанам свой балет «Китайский праздник», собственно, и сделавший ему имя. «Китайский праздник» принес Новерру такую известность, что балетом заинтересовались даже в Англии. Величайший трагический актер XVIII столетия Дэвид Гаррик в 1754 году пригласил Новерра поставить этот балет в театре Друри Лейн. Новерр поехал ставить спектакль в Лондон, не совсем, правда, рассчитав политическую ситуацию, сложившуюся к тому времени — вот-вот готова была начаться Семилетняя Война между Англией и Францией.

Видимо предвидя антифранцузские настроения публики, воцарившиеся перед началом войны в английском обществе, Гаррик сделал ловкий ход: добился присутствия на премьере короля Георга II и оповестил публику о том, что Новерр, в общем-то, никакой не француз, а уроженец Швейцарии, его жена немка, а из 60 человек актеров, что участвуют в балете, 40 — англичане. Первый раз это сработало, и несмотря на то, что премьера прошла в напряженной атмосфере и закончилась возгласами протеста, спектакль поддержала знать. Но уже на втором показе спектакля в Друри Лейн разразилась настоящая баталия. Прямо во время действия в зале вспыхнула драка, и в ход пошли шпаги. Вооруженные вельможи всё-таки сумели остановить погром, одолев противников и нанеся им немало увечий. Однако на четвертом представлении, когда бомонд отправился на открытие сезона итальянской оперы, ослепленная ненавистью ко всему французскому галерка крушила люстры и зеркала, бросала в партер скамейки. Балет пришлось отменить.

Но упрямый Новерр не спешил покидать Англию. Ведь общение с Гарриком заставило хореографа во многом пересмотреть свои взгляды на балет. По словам выдающегося балетного исследователя В.М. Красовской «Гаррик заново открыл англичанам Шекспира, переработав, правда, его пьесы в условных правилах собственной эпохи. Творчество Гаррика стало вершиной, к которой с тех пор устремился Новерр, порой пренебрегая ограничениями собственного искусства. Повлияли на него беседы с Гарриком о целях и задачах современного театра». Гаррик тоже ценил Новерра и на закате собственной сценической деятельности в письме к другу сожалел, что вынужден «говорить о Новерре простой и скучной прозой» и называл его «фантастичнейшим из плясунов и великим Гением».

Публика плачет, а в сценах убийства детей падает в обморок

В 1757 году Новерр вернулся во Францию и возглавил балетную труппу в Лионе, который тогда был одним из передовых музыкальных и хореографических центров Франции. Парижская опера хранила традиции и сопротивлялась новым веяниям – ну а в провинции были возможны эксперименты. Там и родились первые новаторские «действенные балеты» Новерра, в которых он совершенно отказался от тяжеловесных костюмов, разрабатывал драматургическую основу спектаклей, «и даже покусился на симметричность кордебалетных танцев, ведущую происхождение от придворных балов Людовика XIV».


Жан-Жорж Новерр Фото: en.wikipedia.org

Конечно, как и всякий хореограф, Новерр мечтал поставить свои балеты в Парижской опере – Королевской академии музыки. Но цитадель традиционализма не желала видеть в своих стенах талантливого, полного дерзких реформаторских идей хореографа. Для того чтобы реализовать свои замыслы, воплотить теории в практику и показать Европе, по какому пути следует двигаться, Новерр уезжает в Штутгарт и работает там семь лет.

В Штутгарте герцог Карл II Вюртембергский, большой знаток и любитель театра, создал для служителей искусств свободную творческую обстановку, что привлекло к нему много талантливых музыкантов, артистов, художников. В 1763 году ко дню рождения герцога Новерр поставил балет на музыку Ж.Родольфа «Медея и Ясон», где воплотил свои основные балетные реформы. Спектакль шел всего около получаса и состоял из трех частей. В предреволюционные годы в литературе и театре в большую моду вошли сюжеты с кровавыми убийствами и всяческими ужасами. Поэтому выбор древнегреческого мифа, к которому обратился Новерр, был далеко не случаен.

Страстный и динамичный спектакль произвёл такое впечатление, что публика плакала. А в особо трагические моменты — в сценах убийства Медеей своих детей, впечатлительные зрительницы просто падали в обморок. Медею играла Нэнси Левье, а в роли Ясона выступил премьер Парижской оперы, самый знаменитый артист того времени, «Бог танца» (скромный человек, так называл себя поначалу он сам, а вслед за ним и его современники) XVIII века Гаэтано Вестрис. Вслед за ним многие артисты Парижской оперы, такие как Жан Доберваль, приезжали в Штутгарт, чтобы танцевать в постановках Новерра.

Совершив в хореографии революцию, «Медея и Ясон» стал самым ярким и знаменитым балетом десятилетия и имел такой большой успех, что в Европе началось постепенное освоение реформ Новерра. Иметь его в репертуаре стремились все уважающие себя театры от мала до велика. Шел балет и в России, где любили выписывать из-за границы все самое модное и передовое. На петербургской сцене в 1789 году его показал ученик Новерра, участник первой премьер Шарль Ле Пик. Балет был настолько популярен, что в постановочной версии Джузеппе Соломони в 1790-х годах, его танцевали крепостные актеры богатейшего графа Шереметьева.

К 1764 году Новерр руководил труппой в Штутгарте из пятнадцати солистов и кордебалетом из двадцати трех мужчин и двадцать одной женщины. Теперь уже европейская знаменитость, он по- прежнему ждал приглашения из Парижской оперы, которая по-прежнему хореографа игнорировала. Так и не дождавшись контракта с Парижем, балетмейстер переезжает в Вену, где подписал ангажемент в качестве хореографа двух венских театров и учителя танцев в императорской семье, где его ученицей стала юная принцесса династии Габсбургов Мария-Антуанетта, будущая королева Франции. Музыке принцессу обучал Кристоф Глюк. Он включал в свои оперы балетные дивертисменты, которые нередко ставил Новерр. А вот маленькая принцесса, став королевой Франции, исполнит давнюю мечту Новерра, получить заветное место главного балетмейстера Парижской оперы.

Интриганы Парижской оперы заставляют Новерра покинуть Париж

И вот ранней осенью 1776 года в Париже поползли слухи: Новерр ангажирован в Королевскую академию музыки. Журнал «Секретные мемуары» 14 августа объявил, что театр скоро получит «подкрепление, которое может оказаться весьма полезным, в лице знаменитого Новерра. Он ехал в Париж прославленным и уже маститым хореографом. Ему было около пятидесяти, он полон энергии и рассчитывал завоевать город, который так долго не признавал его заслуг. Но триумф оказался коротким. Аристократы и артисты, которым они покровительствовали, сразу же начали войну против него.

Газеты злословили по поводу его назначения: «… для него выстроили золотой мост, чтобы убедить покинуть Вену. Ему согласились дать 20 тысяч ливров жалованья, а это, без сомнения, чересчур много». По рукам ходило письмо матери Гарделя, танцовщика Парижской оперы, тоже претендовавшего на заветную должность, в котором та возмущалась: «сын, добившийся известности и похвал своему таланту за те 19 лет, которые он провел в опере, должен уступить место иностранцу, двадцать раз тщетно пытавшемуся навязать себя Опере… У маленького Новерра через чур много честолюбия и самодовольства»

Показанная вскоре премьера пятиактного балета по трагедии Карнеля «Горации и Куриации» провалилась. Артисты отказывались участвовать в спектакле. Журналисты смеялись в рецензиях, что его балеты не понять без книжечки с либретто, что публика разочарована и хочет вместо его героических сюжетов привычные лирические и пасторальные. Дирекция отказывала ему в деньгах на постановки, артисты выдвигали всё новые и новые условия своего сотрудничества с балетмейстером. С 1778 года Новерр в Королевской академии музыки ставил только танцы в операх. И хотя успех имели одноактный балет «Безделушки» на музыку В.А. Моцарта и возобновленный «Медея и Ясон», интриги вокруг Новерра фактически загнали его в угол. Продержавшись 5 лет в 1781 году униженный, непонятый и оскорбленный Новерр, в обмен на обещанную ему большую пожизненную пенсию, вынужден был уйти. Он покинул Париж.

«Я покинул родину с решением никогда больше не применять здесь своих способностей» — писал хореограф. Он уехал в Англию. Сезон открылся 17 ноября 1781 года новым балетом мастера «Вновь соединившиеся влюбленные». Были также и возобновленные постановки. Критики и здесь превозносили «силу гения» Новерра, его «высокий вкус» и способность соединять в себе «качества поэта, художника и актера». К довершению успехов лондонского сезона англичане издали переводы «Писем о танце». А дальше Новерр заболел. И только весной 1887 года возобновил свою деятельность. Осенью он привез в Англию отборную труппу, куда входил молодой Шарль Дидло. Много лет спустя ему предстояло стать основателем русской балетной школы.

Заговор по спасению Марии-Антуанетты

Наступал 1789 год – Франция стояла на пороге революции, и после пожара лондонского Королевского театра, где проходили выступления, хореограф возвращается на родину. Он поселился в провинциальном городке Триеле, где прожил три года. В 1792-ом, когда к власти приходят якобинцы, над головой шестидесятипятилетнего Новерра нависла угроза. Опасаясь преследований, Новерр спешно отбывает в Англию с группой танцовщиков. Ходят легенды, что прежде чем покинуть страну, Новерр участвует в заговоре, и делает попытку спасти свою королеву, ту, что назначила его на должность главного балетмейстера Парижской оперы… В одной из своих книг, посвященных истории балета, исследовательница Ирина Дешкова пишет: «Из-за границы через него тайно передают крупную сумму денег для подкупа тюремщиков. Однако после нескольких предыдущих попыток освободить Марию-Антуанетту, закончившихся неудачей, новых смельчаков не нашлось». Королева взошла на эшафот. И хотя бежавшего в Англию Новерра «известили о том, что ему выписали республиканский паспорт, о том, что Франция не считает его беженцем, и о том даже, что новые власти собираются возместить понесённые им убытки, памятуя о его величайших заслугах перед отечеством, Новерр остался верен себе. Словно в ответ на это, он ставит в Лондоне хореографическую миниатюру на музыку английского гимна, начинающегося словами: «Боже, храни короля»…

Вернувшись во Францию, Новерр столкнулся с обманом: посулы и обещания новых властей оказались фарсом, Петр нсию ему перестали выплачивать, поставив в вину «связи с деятелями старого режима», да и фонды Парижской оперы во время революции оскудели. Найти работу не удавалось. Лишь в 1800 году Новерр добивается вспомоществования и уезжает с женой в городок Сен-Жермен ан Ле, изредка все же навещая Париж и наведываясь в Оперу. «Он заглядывает на репетиции, где дает советы молодым исполнителям, сетуя, что не воспитывают больше танцовщиков, отчего их количество превосходят танцовщицы. Его огорчает мертвящая монотонность, украдкой проникающая в спектакли Оперы, и, сверх всего, то, как Вестрис-младший забывает все принципы, тратя талант на пируэты». 19 0ктября 1810 года Новерр умер.

Что еще вспоминали о Новерре его современники, естественно, не догадывавшиеся о том, что с его именем в будущем навсегда свяжут всемирный День Танца? Современники говорили о его строптивом и властном характере, что (как теперь становится ясно) для балетмейстеров XVIII века и более поздних времен, никакое не исключение, а скорее правило. Новерр всю свою творческую жизнь был требователен и суров к артистам. Майкл Келли, директор лондонского Королевского театра в бытность там Новерра, вспоминает о нем, «как об отчаянном скандалисте, который случалось, так рвал и метал за кулисами, что, право, мог сойти за сбежавшего из-под надзора помешанного». Но все это издержки творческого процесса в любые времена. Главное, неуемное трудолюбие хореографа, его творческое горение и требовательность в творчестве не только к артистам, но и к самому себе. Этим Новерр тоже в высшей степени обладал, иначе не сумел бы сделать для балетного искусства всё то, что он на самом деле смог для него сделать!

Подарки

Подарочный сертификат. Подарочный сертификат на мастер-класс по любимому направлению танцев станет оригинальным и тематическим презентом.

Одежда для тренировок. Удобная и стильная одежда или обувь для тренировок станет практичным и полезным презентом к празднику.

Портативные колонки. Портативные колонки, создающие качественный и громкий звук, позволят проводить тренировки и репетиции в любом месте. В дополнение к такому презенту можно преподнести флешку с подборкой композиций любимого исполнителя.

Потрет. Портрет, написанный по фотографии, станет оригинальным и приятным сюрпризом для творческого человека.

Конкурсы

Танец на льдине В конкурсе принимают участие пары, которым выдается по листу ватмана. Участники раскладывают ватманы на полу и становятся на них. Затем включается музыка, и пары начинают танцевать. Главное правило конкурса – не наступать за пределы бумаги. Нарушители выбивают из игры. Во время конкурса несколько раз прерывается музыка. Во время перерыва участники должны сложить лист пополам. Победу одерживает самая аккуратная пара.

Разные стили Перед проведением конкурса необходимо подготовить фанты, на которых будут написаны различные названия танцев: танго, гопак, ламбада, канкан, рок-н-ролл и т.д. Участники конкурса по очереди наугад выбирают фанты. Им дается несколько минут, чтобы подготовить танец. Затем включается известная ритмичная музыкальная композиция, и все конкурсанты начинают одновременно танцевать. Победу в конкурсе получает самый креативный и харизматичный участник.

Сидячие танцы Перед проведением конкурса в ряд расставляются стулья, на которые рассаживаются участники. Включается ритмичная музыка и конкурсанты начинают танцевать, не вставая со стульев. Победа в конкурсе достается наиболее находчивому и артистичному участнику.

Искусство без границ

Что такое танец и почему люди занимаются им? Некоторые просто хотят иметь стройную гибкую фигуру, а другие готовы сделать пластику движений своей профессией. Танец представляет собой одну из сторон многогранного искусства, способного объединить самых разных людей. При этом не имеет никакого значения их национальная принадлежность, возраст и пол.

Время неумолимо меняет города и страны, рождает новых людей и провожает в последний путь всех окончивших земное бытие. И только искусство остается неизменным в вечном течении дней. Книги, картины, музыка, танцы – все это и есть главное наследие человечества. Многие поколения людей, постепенно сменяя друг друга, регулярно пополняют копилку мировых ценностей.

Танец – одна из самых искренних форм самовыражения людей. Это особая форма искусства, которая постоянно связывает прошлое и настоящее.

Танцевальные постановки, созданные десятки и даже сотни лет назад, продолжают радовать нас современным исполнением. Именно в танце особенно заметно проявляется связь поколений.

Интересные факты

  • 11 декабря отмечается Международный день танго.
  • 29 апреля 1991 года Международная ассоциация деятелей хореографии основала ежегодный балетный фестиваль «Бенуа де ла данс». Международное жюри выбирает наиболее талантливых представителей в номинациях «лучший хореограф», «лучшая балерина» и «лучший танцовщик». Победители в качестве премии получают статуэтку в виде танцующей пары.
  • В русском языке слово «танец» появилось в XVII столетии. До этого в обиходе было слово «пляска».
  • В столице Швеции – Стокгольме с 1953 года работает Музей танца.
  • Чтобы изготовить балетную пачку, потребуется 13-16 м тюля.
  • Самое известное в мире балетное представление – «Лебединое озеро».
  • В России первый балетный спектакль состоялся в 1673 году.

О профессии танцора

Танцы – древний вид искусства, который сочетает в себе ритмичные движения, захватывающее зрелище, гамму чувств и эмоций. Существует несколько специальностей, связанных с танцами: танцор, хореограф, сценограф, тренер, специалист по танцевальной терапии и т.д.

В большинстве случаев люди начинают заниматься танцами с детства в художественных творческих коллективах. Этот вид деятельность требует хорошей физической подготовки, чувства ритма, старательности, артистизма. Для некоторых танцы перерастают в профессиональную деятельность. В ВУЗах получают образование по хореографическим направлениям. Танцоры могут выступать сольно или являются частью профессиональных трупп или ансамблей.

Танцоры, которые добиваются успеха, много гастролируют и имеют высокий уровень дохода. Однако их карьера не долгая. Профессия танцора связана с высокими физическими нагрузками и риском получения травм.

Кто отмечает?

Профессионалы «па» и «пируэтов», люди живущие танцем и посвятившие его развитию как неповторимого вида искусства празднуют День танца.

Артисты балета и хореографы, брейк – дансеры и народные плясуны, ансамбли бального танца, театральные трупы, восточные танцовщицы и степисты – отмечают показательными выступлениями этот день раз в году. Без внимания он не остается и у любителей красиво двигаться под музыку. День танца не может обойтись без концертных программ и выступлений знаменитых танцоров.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]