Итак, поздравляем, Вы решили открыть свой бизнес в индустрии квестов. Ну, или, как минимум, приглядываетесь к этой нише и хотите разобраться в ней получше. Рано или поздно Вы столкнетесь с ситуацией, когда нужно будет придумать и выбрать хорошее название для своего квест-проекта. Читайте эту статью до конца, чтобы узнать, именно как придумываются название бренда, какие ошибки чаще всего допускают предприниматели в брендинге и позиционировании своих квест-проектов.
Итак, начнём!
Название должно быть звучным
Запомните раз и навсегда – название должно упрощать Ваш маркетинг. Не усложнять, а именно упрощать. Поэтому если Вы не будете спешить и уделите подбору названия для своего квест-проекта не 30 минут, а хотя бы пару тройку дней, то в будущем сможете сэкономить себе много денег.
При всех прочих равных, если мы берем в качестве примера 2 условных квест-проекта, один из которых называется: «Квестомания», а второй «ALPA», то на продвижение первого проекта владелец с вероятностью в 100% потратит меньше денег, чем на продвижение второго.
Потому что потенциальному потребителю сразу будет понятно, чем именно занимается компания. Во втором же случае всё будет очень непросто.
Первое, что приходит на ум по названию «ALPA» — Альпы, т.е. может быть Альпийские горы? Значит, компания продает, вероятно, альпинистское снаряжение, ну или, на худой конец, что-нибудь для зимнего отдыха, может быть?
Каково будет Ваше удивление, когда Вы узнаете, что так назвали… квест-проект? Такое название будет запомнить намного сложнее, ведь оно никак не ассоциируется с тем, что предлагает компания.
Поэтому, рекомендация здесь простая: «Придумывайте говорящие названия!». Например, сеть магазинов «FixPrice», дословный перевод которого с английского — это фиксированные цены.
Магазин предлагает покупать большинство товаров, которые находятся у них в ассортименте, по единой цене (например, 50 рублей). Название настолько простое, что его легко запоминают даже бабушки и дедушки, которые являются частыми посетителями таких магазинов.
Да, владельцы многих миллиардных компаний не искали лёгких путей и придумывали названия, которые даже близко не относятся к самому продукту или направлению деятельности компании.
Вы их точно знаете: «Apple», «Adidas», «Nike». Но это исключение из правил, а не само правило. Кто знает, быть может, если бы компании были названы иначе, то они бы стали ещё более популярными и богатыми?
“Призрачное поместье”, США
В калифорнийском городе Сан-Диего есть самый настоящий дом ужасов, который в 55 лет открыл Расс МакКейми со своей возлюбленной Кэрол. Посещение этого аттракциона не сравнится ни с каким фильмом ужасов или хоррор-игрой.
Посетителей здесь связывают, сажают в клетки, кишащие змеями и пауками, обливают фальшивой кровью. Полная продолжительность квеста составляет восемь часов. Но еще ни один человек не смог до конца выдержать все испытания! Даже закаленные моряки выбегали из дома со слезами.
Расс и Кэрол не ограничивают свою фантазию. Каждый год они выдумывают новые страшные элементы для своего квеста. Вдохновляют их таких фильмы, как “Техасская резня бензопилой”, “Психо”, “Дом ночных призраков” и другие представители классики жанра ужасов.
На создание Призрачного поместья ушло уже более 500 000 долларов, и это действительно уникальный развлекательный объект, аналогов которому нет на всей планете.
Внутри есть четыре комнаты, каждая из которых содержит самые хардкорные “орудия пыток” для экстремалов. Упор делается на интерактивность, чтобы каждый мог испытать себя – что ему под силу, а что нет. Вкратце владелец характеризует свой квест краткой фразой “Это Индиана Джонс на стероидах”.
Все приключение записываются на камеру, потом можно получить фото и видео. Кроме того, идет онлайн-трансляция, за которой может наблюдать снаружи любой желающий.
Если вам захотелось проверить себя на прочность, то новости неутешительные – очередь в Призрачное поместье превышает 24 000 человек, с учетом того, что за раз пускают всего двоих. Зато вход абсолютно бесплатный.
Правда, есть некоторые ограничения – во-первых, возраст старше 21 года, во-вторых, пройденное медицинское обследование, по результатам которого не выявлено психических и физических заболеваний.
Идеальные названия для квест-проектов – примеры
Первыми в России в индустрию квестов зашла компания с клёвым и звучным названием «Клаустрофобия». Она и забрала, пожалуй, самое интригующее, провокационное и одно из самых интересных названий для своего бизнеса с квестами.
Также очень хорошее название забрал для своего проекта Артем Крамин, предприниматель из Казани. Его сеть квестов называется «Выйти из комнаты». Просто, понятно, легко запомнить.
Причём дело дошло даже до такого легкого абсурда, что в 2015 году он обратился к нашему партнеру с просьбой убрать с сайта квест-проекта заголовок, где выйти из комнаты упоминается как формат развлечений, а не как наименование его бренда в кавычках.
За рубежом его бренд, однако, уже трансформировался в одно русское слово, написанное на латинице – «Komnata». Кстати, одно из глобальных маркетинговых исследований огласило любопытные результаты: 11% потребителей принципиально не покупают ничего у компании, если им не нравится её название. В нашем же с Вами случае эти 11 человек из 100 даже не заинтересуются Вашими квестами какими бы хорошими они не были, поэтому не экономьте времени и сил на поиск того самого названия, что будет цеплять умы и сердца Ваших будущих Клиентов.
В Саратове, кстати, мы придумали для нашего Клиента следующее название для квест-проекта: «Квестерика». Название легко запоминается, оно весьма креативное и прекрасно отображает не только тот факт, что компания занимается квестами, а сразу дает понять, что это, вероятно, ещё и хоррор-квесты. Любители хоррора уже заценили.
“Страшная сказка”
Квест основан на разнообразных фольклорных элементах. Игровая зона оформлена так необычно, что у участников возникает совершенно реальное ощущение, словно они попали под книжный переплет.
Много локаций, каждая со своей атмосферой. Много механизмов, срабатывающих в самый неожиданный момент. Задания отличаются оригинальностью и тонким юмором, к каждому прилагаются остроумные комментарии.
Не отстают и световые/звуковые эффекты. Что примечательно, поучаствовать в квесте могут даже подростки, здесь нет жестоких и кровавых сцен, только мистическая атмосфера русских народных сказок.
Игра очень хорошо подойдет для корпоратива или празднования дня рождения в кругу друзей. В том же здании находятся локации и еще для двух квестов, так что большая компания сможет разделиться, а потом рассказать друг другу о своих впечатлениях.
Если раньше любители пощекотать свои нервы шли на американские горки, то теперь они толпами отправляются на интерактивные квесты. Это модно, это интересно, это очень страшно. Попробуйте и вы, а потом поделитесь в комментариях.
Скрещивание слов
За 4 года работы на рынке квестов мы выявили для себя эффективное правило придумывания названий для квест-проектов: скрещивание слов. Ни в коем случае не претендуем на гениальность, но проверенные временем приёмы в таких вопросах, как нейминг, например, зачастую работают очень даже хорошо. Берем слово «квест» и скрещиваем его с разными вариантами.
Вот что может получиться: «Квестерика», «Квестомания», «Монте Квесто», «Реалквест», «Квестград», «Квестайм», «Монстерквест», «Квестар», «Гринквест» и т.д. За несколько часов мозгового штурма, я уверен, Вы сможете придумать для себя несколько крутых свободных вариантов.
Да, это может показаться немного банальным, однако кто сказал, что небанальные варианты будут запоминаться лучше и приносить больше выгоды для Вашего бренда?
Можно даже назвать в честь себя
Единственный вариант, когда название может нравиться Вам, и, возможно, не совсем понравится публике – это если бренд будет назван в честь Вас, то есть по Вашей фамилии.
Посмотрите на Олега Тинькова, например. Почему его банк называется «Тинькофф»? Потому что персональная ответственность дает прекрасный бонус в продажах.
Если упрощать логику, то всё работает в человеческом мозгу как-то так: «Человек назвал компанию своим именем! Значит, несет личную ответственность за результат. Ему можно доверять». То есть, тут происходит чёткая взаимосвязь между личностью владельца и его бизнесом.
Если бы в моем городе открылся бы квест-проект, названный в честь основателя, я бы как минимум уделю из любопытства несколько больше времени на изучение такой компании, чем на какой-нибудь слишком банальный «КвестКвест» (не в обиду конкурентам). Для меня это лакмусовая бумажка – не будет человек называть квест, в котором он не уверен, в честь себя. Стыдно же будет. Плюс такое название сильно выделяет бренд из общей массы конкурентов.
Самый страшный квест в СПб – “Лавка мясника”
Представьте, что вы решили заскочить к мяснику по дороге домой и купить что-нибудь на ужин. Но вот продавец в лавке какой-то подозрительный – задает странные вопросы, от которых у вас кружится голова. Вы хотите выбраться отсюда, но это не так-то просто…
Так выглядит завязка питерского перфоманса, одного из самых страшных квестов в мире. Игровое пространство занимает два этажа, более десяти комнат – в общей сложности 350 кв.м.
Есть контакт с тремя персонажами и непревзойденное сочетание хоррора с экшеном – вы будете не только пугаться, но и убегать, прятаться, кричать. С первой до последней минуты игры вас преследует страх и напряженная атмосфера.
В основе игры принцип “максимум эмоций, минимум загадок”. Здесь работают профессиональные талантливые актеры, а помогают им реалистичные декорации, костюмы и прочий реквизит.
Сценарий отличается своей продуманностью, а спецэффекты дают возможность с головой погрузиться в атмосферу ужаса, царящую в лавке мясника. А вы – главные герои в этом интерактивном перфомансе.
Москва как источник вдохновения
В Москве умеют делать крутой маркетинг, поэтому у москвичей можно и нужно учиться. Например, в Москве есть сеть кафе «Три правила». Согласитесь, что название интригует. Что это за правила?
А правила у них следующие: «Никакой химии, только натуральные продукты», «Еда как в ресторане, но по более низкой цене», «Гарантия свежести, потому что то, что приготовлено сегодня, будет продаваться только сегодня».
Вот так легко и играючи ребята не только придумали себе хорошее, говорящее и интригующее название, то и тесно его связали со своими ключевыми принципами.
В той же Москве, например, есть мясная лавка с необычным названием «Мужик и мясо». Просто и оригинально. Тем более, что это не простое мясо, а премиального уровня – для изысканных стейков.
«Адреналин» от компании PrimeQuest
Это квест, в свое время перевернувший отношение людей к подобным проектам в стиле хоррор. Уже несколько лет смельчаки играют в него с большим удовольствием. В Москве, по большому счету, именно он вызвал массовый интерес к страшным квестам. Поскольку в игре принимают участие актеры, это наводит еще больший ужас.
В процессе прохождения вам надо разгадать загадку профессора, который исследовал свойства и особенности адреналина, а после бесследно пропал. Незаметно вы забудете, что находитесь в игре, и все будет казаться реальностью. Не расслабляйтесь, все только начинается. Вам придется принять еще не одно сложное решение для того, чтобы выбраться оттуда живым.
А что там на Западе?
Кстати говоря, хороший способ поиска названия для квест-проекта – это подсматривать названия escape-проектов на Западе. Для этого достаточно зайти на зарубежные Yell или TripAdvisor в раздел «Escaperooms» и смотреть, кто как называется. Ещё можно гуглить следующие запросы: «escaperoomsNY», «escaperoomsChicago», «escaperoomsBoston» и так далее.
Если Ваш английский хорош, то, уверен, сможете получить определенную порцию вдохновения. Если он у Вас как у меня, то порой гуглить нужно будет, вооружившись, например, сервисом Google Translate или в обнимку с любым другим онлайн-словарём. За час-другой странствий можно найти очень много интересных вариантов.
Не забывайте о креативе
Будет замечательно, если название для квест-проекта будет креативным. Человека встречают по одёжке, а квест-проект – по названию. Скучное название может навести потенциального игрока на соответствующие мысли. Если абстрагироваться от квест-комнат, то приведу несколько ярких примеров названий компаний.
Представьте себе сеть магазинов по продаже строительных материалов и кирпичей под названием «Обезьяна Чи-Чи-Чи». Легко запомнить? Да. Вирусное ли название? Конечно. Уверен, что минимум каждый третий посетитель, да и просто любой тот, кто увидел рекламу, расскажет о таком магазине своим знакомым и друзьям с целью «поржать».
Но когда встанет вопрос о том, где смотреть стройматериалы, то сразу в голове всплывет образ той самой обезьяны, которая продавала кирпичи… Вешать веревку в магазине не обязательно, но обыграть можно и такую крутую фишку.
А вот еще интересное название для кальянной, которая работает в городе Набережные Челны – «Дуть». На молодежном сленге «дуть» означает курить траву. Однако этот термин со временем перешел и в кальянную индустрию, то есть когда люди предлагают «дунуть», то это означает, в том числе и «покурить кальян».
Хорошо, это всё здорово, но что там с квестами? Вот некоторые интересные креативные названия, которые мы нашли в разных городах России:
• «Нас закрыли» (г. Череповец) • «Чё За Квест?» (г. Ростов-на-Дону) • «Мистер Квест» (г. Симферополь) • «Псевдологика» (г. Уфа) • «Мышеловка» (г. Томск)
Но в погоне за креативом не перегибайте палку. Иначе потом наломаете дров.
Пример такой колки дров – название бренда «Фекалоф» (Fekalof). Компания занимается автономными системами канализации и «умело» обыгрывает слово фекалии. Да, вполне возможно, что у бренда замечательная продукция, прекраснейший сервис и действительно конкурентноспособные цены. Но что толку, если определенная прослойка целевой аудитории не захочет взаимодействовать с брендом, чье название им покажется просто противно?
Вспомните про исследование, где 11% респондентов ничего не покупают у бренда, если им не нравится название компании… А с таким названием клиентов, которые не захотят сотрудничать с компанией, может быть и немногим больше 11%.
“Шёпот”
Этот квест открылся совсем недавно; он пропитан мистической атмосферой и следует всем привычным линиям хоррор-квестов, но при этом имеет несколько принципиально новых фишек.
По сюжету вы решаете проведать расстроенную соседку, у которой недавно трагически погиб муж. Но буквально с порога их дома вас засасывает в круговорот жутковатых кровавых событий.
Сюжет можно назвать линейным, но в нем есть парочка нестандартных поворотов, заставляющих с большим нетерпением ожидать развязки истории. Это напоминает кино, особенно в сочетании со световыми и музыкальными спецэффектами.
Накал страстей здесь выдержан равномерно, нет резкого основного перфоманса. Одно можно сказать с уверенностью – с атмосферой потустороннего мира создатели квеста справились на отлично.
Сокращения
При придумывании бренда также учитывайте, что люди будут стараться его упростить. Например, великая компьютерная игра CounterStrike в народе именуется не иначе, как «КС» (кэ-эс), т.е. «Контер Страйк». Также имейте в виду, что люди будут Вас помнить не только по названию бренда, но ещё и по названию квестов. Если ваш бренд называется, скажем, «Крутые квесты», а в вашем арсенале есть квесты «Ограбление итальянского банка» и «Ужасы психиатрической больницы», то в народе, при обсуждении темы квестов, люди будут изъясняться намного проще: «Вы были на психушке?» или «Вы были на ограблении?», если это уникальные в городе темы.
Название бренда здесь будет с вероятностью в 80-90% вторичным, а зачастую и не запоминаться игрокам.
Компьютерные игры
Квесты есть и в обычных компьютерных играх. Их поклонников с каждым годом становится все больше и больше. Итак, представим лучшие страшные квесты в стиле хоррор:
- Resident Evil 1-3. В первой части игры действия начинают разворачиваться после нескольких жестоких убийств. В полицейских рапортах осмотра преступлений говорилось о том, что убийства совершались группами примерно по 10 человек, и жертв как будто обгладывали. После краха полиции на расследование отправляют специальный отряд «Браво», с которым позже связь была потеряна. К ним в поддержку отправляют команду «Альфа», и действие начинает развиваться. Во второй и третьих частях рассказывается о борьбе выживших людей с корпорацией «Амбрела», которая ставила незаконные опыты и создала смертельный вирус. Игра основана на кинофильме «Обитель зла».
- Monstrum. Игра проходит на заброшенном корабле. Ее цель – выжить и выбраться с него. Уровни всегда генерируются рандомно, поэтому любое прохождение игры будет уникально. В центре развития событий находится старый корабль, уже десятилетия стоящий в доках, с которого однажды пропала вся команда и капитан. Главный герой решил расследовать все тайны и загадки этого судна.
- Phantasmagoria – самый страшный квест XX века, до сих пор не потерявший своей актуальности. Сюжет завязан вокруг молодой пары, купившей особняк. После того как мужчина нашел потайную комнату, а в ней обнаружил шкатулку и открыл ее, вся его жизнь превратилась в кошмар наяву.
Мозговой штурм
Для придумывания крутого названия для Вашего будущего квест-проекта нужен качественный мозговой штурм.
Вот ряд советов, которые помогут Вам достигнуть максимальной эффективности при коллективном брейншторминге:
• На первом этапе мозгового штурма важно разогнаться. Для этого нужно полностью отключить критику и записывать абсолютно все идеи, которые придут в голову. Даже, если они покажутся бредовыми, сумасшедшими, скучными, провокационными. Гениальные идеи порой приходят на стыке чего-либо. Тут нужно настроиться на волну генерации и записать, условно говоря, 100 идей для названия Вашего бренда.
• Назначьте модератора, который будет фиксировать все высказываемые идеи. Он должен записывать каждую предлагаемую идею участниками мозгового штурма, неважно куда. На листок, в телефон, в компьютер, главное – это фиксация идей.
• Для подстраховки весь мозговой штурм также можно записывать на диктофон. Это решение абсолютно не будет лишним, потому порой бывает такое, что один что-то сказанул, не запомнив, а модератор эту идею просто не услышал или забыл записать.
• Не забудьте отключить все электронные устройства и прочие девайсы. Порой один-два звонка могут прервать очень эффективный поток мыслей. Поэтому лучше отключиться от внешнего мира и сосредоточиться исключительно на генерации идей.
• Критика подключается только на следующем этапе. Когда модератор записал от 30 до 100+ идей, начинаем осмысленную фильтрацию. Здесь уже мы убираем те или иныеидеи, аргументируя, почему именно такое название не подойдет для квест-проекта.
• Спорные варианты, которые нравятся одним, но не нравятся другим участникам мозгового штурма, лучше зафиксировать отдельно и вернуться к ним позже (например, на следующий день).
• Пятерку или тройку лучших мы рекомендуем показать друзьям и знакомым. Для этого можно создатьобший чат во ВКонтакте или WhatsApp, и попросить друзей проголосовать за полюбившийся вариант названия.
Коллективный разум на этом финальном этапе, как правило, помогает выбрать действительно хорошее название, а не то, которое просто понравилось 2-3 основателям проекта.
Самый страшный квест в Москве – “Питомец”
Это невероятно атмосферный перфоманс, где еще до появления актеров зрителей охватывает ощущение ужаса – во многом благодаря продуманной жуткой легенде.
Бывший советский ветеринарный врач открыл собственную клинику, но вскоре его жена Вера была зверски изнасилована и убита незнакомцем. Пока милиция бездействовала, врач сам нашел преступника.
Связав его и привезя в свою клинику, он начал чудовищный опыт по превращению человека в монстра, призванного защищать его дочку, Лизу. Прошло много лет, Лиза уже состарилась и умерла, а по заброшенной клинике проводят экскурсии для любителей пощекотать свои нервы…
Задача посетителей – не стать обедом для Питомца, одиноко бродящего по мрачным коридорам в поисках жертвы. Организаторы продумали абсолютно всё – звуки, антураж, игра актеров, их костюмы – всё это вызывает дрожь и мурашки по спине.
Как правило, столько эмоций вызывают контактные квесты, но “Питомец” к ним не относится. Хочется говорить только шепотом, чтобы чудище вас не услышало.
В квесте достаточно логичные задания, в затруднительных случаях даются подсказки. Игра динамичная. И еще один момент – здесь вас ничем не будут пачкать, одежда останется чистой. А вот побегать придется немало.
Проверка занятости имени
Обязательно проверьте, не занято ли то имя, которое Вы придумали для своего бренда в Вашем городе. Уточню: нет ничего страшного, если в каком-то городе кто-то уже придумал название, которое родилось у Вас в голове и открыл там свой квест-проект. Если, конечно, они не подали документы на официальную регистрацию товарной марки.
Тогда да, через полгода-год Вас могут попросить сменить имя или предложат выкупить права за сумму от 300 тысяч вплоть до нескольких миллионов рублей. Но реалии в России и других странах СНГ таковы, что до официальной регистрации доходят, вероятно, что-то около 2% компаний в индустрии квестов. Остальные так сильно не заморачиваются. Но если Вы настроены максимально серьезно в бизнесе с квестами, то подать документы всё же стоит – это стоит не так дорого. В зависимости от города полный комплект услуг по регистрации может стоить от 20 000 до 60 000 рублей.
Не забывайте также проверять домены. Идеально, когда у Вас, например, название квест-проекта – «Квестерика». Переводя в транслит, название бренда будет уже писаться как «Kvesterika».
Соответственно, следующие адреса должны быть свободны: • Kvesterika.ru • Vk.com/kvesterika • Instagram.com/kvesterika И так далее. Это удобно для поиска, запоминания, легко обыграть в дизайне на сайте, в печатных материалах и т.д.
Однако зачастую предприниматели занимаются ерундой и регистрируют абсолютно разные адреса. В нашем же примере это могло быть как-то так: • Kvesterika-kvest.ru • Vk.com/questerika • Instagram.com/kvesterika116
Так делать ни в коем случае не нужно. Потому что это, во-первых, выглядит очень несерьезно. Во-вторых, вы сильно уменьшаете эффективность раскрутки своего сайта и своих сообществ в социальных сетях. И плюс, как показывает практика, рано или поздно предприниматели всё равно одумываются и стараются всё привести в единообразный вид. Так чего ждать, если можно сделать всё по уму сразу?
Именно поэтому на этапе подбора названия лучше сразу проверять такие вещи.
Проверяйте названия очень тщательно
В нашем городе в 2021 году примерно в одно и то же время открылось 2 квест-проекта с одинаковыми названиями. Дальше начался каламбур.
Оба квест-проекта находятся на одной улице на расстоянии примерно в 2 минутах езды на машине друг от друга. Оба квест-проекта находятся в отеле.
Оба квест-проекта находятся в подвалах отеля. Оба квест-проекта назывались, как уже было сказано ранее, одинаково (что-то вроде «Ловушка-квест»).
У обоих квест-проектов в арсенале были страшные квесты. Теперь представьте сколько раз команды не доезжали до квеста, где они бронировали игру, просто из-за того, что перепутали адреса из-за названий.
Поверьте, такие казусы случаются очень часто, поэтому проверять названия квест-проектов нужно очень тщательно. Вы должны отличаться от конкурентов во всём: название, лого, фирменный стиль, дислокация и т.д. Чем больше будет отличий, тем проще Вас будет запомнить.
Первый компьютерный квест
Видеоигры пользовались большой популярностью с самого их появления. Особенно большим прорывом для индустрии стал проект Mystery House. Игра вышла в свет в 1980 году и первой использовала векторную графику. Она продалась тиражом в 25 тысяч экземпляров (внушительные цифры для того времени). Программа пользуется популярностью до сих пор, так как стала основателем целого нового направления в видеоиграх.
Кстати, данный проект можно считать первым в поджанре «страшные квесты». Ведь по сюжету игрок должен искать преступника в загадочном доме. Создатели вдохновлялись романом «10 негритят» Агаты Кристи.