Шоу-урок
Даже если понятие «перфоманс» и «школа» кажутся вам несовместимыми, то в День учителя — повод сделать исключение. Устройте детям сюрприз, проведя урок с элементами шоу.
По случаю праздника продемонстрируйте свои таланты, интегрировав их в занятия: умеете играть на музыкальном инструменте — сыграйте, хорошо поете — удивите учеников вокальными данными. Или попробуйте расшевелить ребят, «подав» свой предмет под соусом «перфоманса».
«Я окончил школу больше 15 лет назад, но до сих пор помню, как наш учитель иностранного языка пришел в класс, одетый в шубу, а под ней — еще куча разной одежды. И он, как капуста, снимал одну вещь за другой и говорил на английском: «Вот это — пальто, вот это — галстук», — и так далее. Это урок мне запомнился на всю жизнь», — признается учитель математики и директор лицея «Унбер» г. Казани Алмаз Хамидуллин.
Шоу-уроки — отличный инструмент для снятия психологического напряжения. Кроме того, такие занятия (если прибегать к ним не слишком часто) помогают не только заставить учеников по-новому взглянуть на предмет, но и установить с ними более доверительные отношения.
В День учителя президент поздравил с профессиональным праздником всех российских педагогов
В России отмечают День учителя. Всех российских педагогов поздравил Владимир Путин. А с лауреатами и финалистами конкурса «Учитель года» он пообщался по видеосвязи. Современная школа требует, чтобы преподаватель владел цифровыми технологиями. Но, как подчеркнул президент, даже самые передовые не заменят личности учителя.
И они дождались! 10-й «Б» из тюменской гимназии № 16 и их классный руководитель Екатерина Костылева. Физик-нефтяник по образованию и педагог по призванию, она в этот раз одержала абсолютную победу в общероссийском конкурсе «Учитель года». А секрет успеха, поделилась она с главой государства, в собственном законе, который вывела за годы обучения школьников законам мироздания.
Е. Костылева: В один из конкурсных дней я говорила о простой формуле трех педагогических «П». Это «проводник», «погружение» и «персона». На мой взгляд, учитель — это проводник, который сопровождает ребенка по пути его научного познания.
В. Путин: Я так исхожу из того, что проводник — это не техническая роль проводника, а это человек, который работает со смыслом, и погружен, сам погружен в профессию, погружен в предмет.
85 пять лауреатов конкурса «Учитель года» со всех регионов страны — это все, безусловно, люди, погруженные в профессию.
Пятеро призеров, как и Екатерина Костылева, удостоены статуэток хрустального пеликана. В их числе также Анастасия Шрамко, учительница русского языка и литературы из Ставрополя. Мария Голованова, учительница английского языка из Казани. Артем Барат, учитель физики из Москвы.
И учитель истории из Хабаровска Дмитрий Морозов: «Вообще, очень важно продемонстрировать ребятам, что возможности к развитию прямо сейчас вокруг нас».
То, что и он сам строго следует этому принципу, стало ясно после того, как Дмитрий Морозов предложил президенту создать в каждом регионе страны тематические парки «Россия — моя история». Площадку этого мультимедийного проекта столицы он как раз вместе с коллегами осматривал перед началом разговора.
Д. Морозов: Очень важно, чтобы ребята изучали историю не только с помощью учебников истории, но и делали это с помощью современных технологий, которые им близки и понятны.
В. Путин: Конечно, нужно пользоваться всем арсеналом сегодняшних средств. Для чего — для того, чтобы научить человека думать. Вот это чрезвычайно важно. Конечно, очень важно знать, что, где происходило, когда происходило. Знать даты, имена. Это важно. Но это только часть работы. Вот эти даты нужны для чего? Для того, чтобы понять, какое время происходило, какая складывалась в этот момент, в это время, какая складывалась ситуация, ну, в данном случае в нашей стране, во всем мире. Перед какими вызовами стоял наш народ. Кто, как, какими средствами решал стоящие перед нами задачи, и к чему это приводило потом, к каким результатам. Что же делать нам сегодня для того, чтобы завтрашний день обеспечить.
Однако арсенал современных средств далеко не всегда работает во благо, поделилась своим беспокойством с главой государства сельская учительница из Ленинградской области. Бесконтрольное распространение в интернете псевдообразовательных сервисов, которые ведут свою борьбу за детские умы, несет и реальную угрозу.
М. Тимченко: Меня, как учителя и родителя, конечно, волнует безопасность своих учеников при взаимодействии с информацией в сети интернет.
В. Путин: Мы знаем, что, к сожалению, всякие там бессовестные люди, которые не думают ни о чем, кроме наживы, используют интернет для извлечения прибыли по максимуму. И, извините за моветон, плевать они хотели на судьбы людей и детей. Поэтому здесь и доведение до суицида, здесь и детскую порнографию распространяют. Ну, чего угодно там. И всякая белиберда информационная, которая с ума сводит детей, доводит до крайних, даже не хочу сейчас говорить, до каких событий. Я так же, как и вы, считаю, что школы наши должны пользоваться государственными информационными ресурсами. Это совсем не значит, что мы должны до минимума свести здесь пространство свободы. Совсем нет.
В то же время, любой педагог должен уметь не просто доносить полезную информацию, но и делать это интересно. Неслучайно именно за такой подход и ставят самые высокие оценки на конкурсе «Учитель года». И лучшие практики необходимо распространять как можно шире, согласился с учителями президент.
В. Путин: Вот сегодня там у нас ракета стартовала в космос. Без математики куда бы она стартовала? Ведь это, понимаете, насколько это интересно, как можно это все подать.
Э. Кочарян: Конкурс дает нам опыт. Опыт познать себя, опыт также мотивировать детей. На конкурсе в этом году мы почувствовали себя настоящими звездами. К нам было приковано внимание средств массовой информации и родительской общественности. Мы даже прошлись по красной дорожке.
В. Путин: Вы вот сейчас сказали: «Мы почувствовали себя настоящими звездами». Вы и есть звезды. Вы настоящие звезды и есть. Особенно те, которые в финал попали конкурса «Учитель года». Ну, абсолютно точно, уверяю вас. И здесь нечего стесняться. Нужно просто проявлять, государство должно дать вам возможность проявить себя и повести за собой миллионы молодых наших соотечественников, миллионы мальчишек и девчонок, которые увлеклись бы соответствующим предметом, а потом посвятили бы этому свою жизнь. И добились бы успехов на благо своих собственных семей, реализовали бы себя и на благо страны.
В достижении этих целей, по мнению Владимира Путина, роль педагогов невозможно переоценить. И чтобы подчеркнуть их высочайшую общественную значимость, 2023 год в России, сообщил глава государства, будет объявлен Годом учителя.
Творить добро
«Вместо развлечений — помощь и забота тем, кто в них нуждается», — таков девиз учителей и школьников из Ореховской СОШ Мошенского района Новгородской области. В День учителя ребята ходят в гости к педагогам-пенсионерам, приносят цветы и угощение, пьют с ними чай и общаются. И.о.директора школы Светлана Барабанова говорит, что такие встречи — добрая традиция, которая сближает поколения:
«Пожилые люди очень ценят внимание со стороны молодежи, спешат узнать у них новости о родителях, у которых когда-то тоже вели уроки, рассказать о том, как жили и учились раньше».
Приурочьте ко Дню учителя сбор средств в благотворительный фонд или корма в приют для бездомных животных. В таких приютах всегда нуждаются не только в финансовой помощи, но и в волонтерах: предложите ученикам отправиться туда всем классом, чтобы поухаживать за подопечными приюта или поиграть с ними.
Еще один вариант проведения праздника — присоединиться ко всероссийской акции «Лес вместо букета». Суть акции в том, что вместо цветов учителям дарят именной сертификат на дерево, которое будет высажено волонтерами в местах, где лес пострадал от пожара, нашествия насекомых или другого стихийного бедствия. А можно приобрести не сертификат, а настоящий саженец и посадить его на пришкольной территории.
День учителя — история профессии
Появление системы образования восходит ко временам Древнего Египта. Считается, что первые государственные школы появились при фараоне Среднего царства Ментухотепе II, жившем за два тысячелетия до Рождества Христова. Руководил школой казначей фараона. В программу обучения входили чтение, математика, письмо. Кроме того, ученики изучали искусство верховой охоты и развивали боевые навыки.
Появление школ тесно связано с государственностью. Чем больше развивается власть правителя, тем острее потребность в грамотных администраторах. Древнеегипетский писец – это человек, который не только записывает волю фараона. Он государственный чиновник, собирающий налоги, распределяющий общественные работы. Писец способен подсчитать, сколько провизии потребуется войску для похода. Выполнить такой объем работ могли только высококвалифицированные специалисты. Были ли древнеегипетские писцы только мужчинами или среди них встречались женщины, история умалчивает. В первую в истории государственную школу принимали детей фараона и представителей знати.
На Дальнем Востоке первые государственные школы основаны в Китае во времена династии Ся (примерно 2076–1600 годы до н.э.). Мальчиков обучали литературе, магическим ритуалам, стрельбе из лука, письму и математике. Девочек – манерам поведения, производству шелка и ткачеству.
Первая должность в государственной системе образования, которая возникла вместе со школами, – это не учитель, как ни странно, а директор. Казначей фараона был и руководителем школы и тем, кто обучал детей. Потребность в помощниках возникла тогда, когда чиновников потребовалось больше, чем способен обучить один человек. Так в школу пришли первые наставники. Они передавали детям то, что знали сами.
Профессию учителя как отдельный вид деятельности связывают с Конфуцием. Его считают первым учителем в том смысле слова, в котором употребляют это понятие в XXI веке.
А вот педагоги появились впервые в Древней Греции. Так называли домашних слуг, которые отводили ребенка в школу и приводили обратно. Обучение не входило в обязанности педагога. Ближе всего к его функциям был дядька Савельич при Петре Гриневе (А. С. Пушкин, «Капитанская дочка»).
Педагогика сформировалась на рубеже XVII–XVIII веков. Просвещенные люди начали задумываться о воспитания детей, в том числе и из рабочих семей. Писали о воспитании Фрэнсис Бэкон, Вольтер, Руссо. Так, Жан-Жак Руссо в своих трудах указывал, что личность выращивают, как садовник формирует крону у дерева, а не создают, как рабочий обтачивает болванку. А потому ребенку необходимы воспитатели. И наконец, самым молодым элементом системы образования стало соответствующее министерство.
Давайте поиграем
Привнести в праздник азарт и соревновательный момент помогут игры. Проведите «веселые старты», интеллектуальную викторину с участием команд учителей и старшеклассников или конкурсы с шуточными заданиями.
А как вам идея устроить турнир по настольным играм? В этом случае лучше брать быстрые «настолки» с несложными правилами. Подойдут «Дженга», UNO, «Мафия» — в них интересно играть, а за игроками нескучно наблюдать.
В качестве альтернативы игровым состязаниям будущий учитель математики Людмила Шерышева из Великого Новгорода предлагает провести… выборы:
«Ученики голосуют за своих учителей в разных номинациях: «Самый веселый», «Самый стильный», «Самый лояльный», «Самый требовательный», «Любитель ставить двойки», «Охотник за шпаргалками» и так далее. Голосование проходит онлайн на сайте школы или по старинке — на бумажных бланках, которые бросают в урны. А в конце дня подводят итоги и награждают победителей».
Педагогический коллаж
Основатель сообщества российских коллажистов «Режь да клей» Ольга Кирсанова рекомендует использовать эту технику как инструмент для совместного творчества. В День учителя попробуйте вместе с учениками создать собственный коллаж на тему праздника. Попросите ребят заранее подготовить все, что может пригодиться для работы, — фотографии одноклассников, учителей, директора, вырезки из журналов, старых книг или газет, а также клей и ножницы.
«Неоспоримое достоинство коллажа в том, что за него, в отличие от рисования, может взяться любой, не обладая какими-то особенными навыками. Это такой быстрый вход в творчество — без рамок и излишних переживаний о своей криворукости», — говорит Ольга.
Возможно, что с первого раза шедевр не получится, но выход творческой энергии определенно состоится. К тому же, результат совместной работы будет хорошо смотреться на классной доске в качестве поздравления для всего педагогического коллектива.