Игра — викторина на тему: Осень для школьников 4-6 класса. Конспект
Внеклассное мероприятие для школьников «Калейдоскоп осенних загадок»
Автор: Печникова Альбина Анатольевна, учитель литературы МОУ «Зайковская СОШ №1» Название работы: Калейдоскоп «Загадки осени» Описание: Осенний калейдоскоп представляет собой игру, состоящую из вопросов викторины, маленьких рифмованных загадок, народных примет, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения во время изучения устного народного творчества и литературы, во внеурочной деятельности учителями начальной и средней школы, а также родителями учащихся для развития всех видов памяти и критического мышления детей. Данный материал может заинтересовать классных руководителей, учителей ВР и использоваться ими в качестве внеклассного мероприятия или утренника на осеннюю тематику. Цель: Развитие всех видов памяти и критического мышления школьников. Задачи: 1) Формировать представление учащихся об осенних приметах; 2) Воспитывать умение коммуникативно взаимодействовать в группе; 3) Развивать творческое воображение и устную речь детей, пробуждая их фантазию.
Конспект внеклассного мероприятия на осеннюю тематику «Калейдоскоп осенних загадок»
Ход мероприятия:
Учитель: Ребята, все ли вы знаете, как чудесно называл Александр Сергеевич Пушкин осень? Верно-верно: унылая пора, очей очарованье! Красиво, не правда ли. Сегодня тема нашего калейдоскопа: «Загадки осени» Я предлагаю вам для начала вопросы викторины, готовы? Рассаживайтесь поудобнее, выберите капитана и разделитесь на две команды. Итак, мы начинаем.
Вопросы викторины:
1. Какое растение считают талисманом первого месяца осени?
(Астра). 2. Каждый осенний месяц имеет своё неповторимое название. Какое? Расскажите об этом.(В далёком Риме был изобретён календарь. Именно он и дал название каждому из месяцев осени. Сентябрь, так как седьмой по счёту, следующий — октябрь, а затем и ноябрь. Это их номера по порядку.) 3. С какого месяца начинался год по римскому календарю? (Март) 4. Ребята, а какие важные праздничные дни мы чествуем осенью? (День матери, День полиции, День пожилого человека и другие )
5. Назовите мастеров кисти и холста, которые творили красками свои полотна. Какие это художники? (Левитан, Шишкин, Саврасов, Нестеров). 6. В каком осеннем месяце больше всего дней? (Октябрь). 7. Иногда осенью мы встречаем на ветках и кустах маленькие сеточки паутинок. Как принято называть это время? (Бабье лето). 8. Когда-то на Руси Новый год отмечали не 31 декабря. Знаете ли вы, когда начинался этот праздник? (1 сентября). 9. Равное ли количество согласных и гласных букв в слове «сентябрьский»? (Нет). 10. Какие птицы зимней порой копят припасы, чтобы выжить? (Совы и сойки). 11. Какие праздники справляли молодые люди по окончанию сельскохозяйственных работ? (Свадьбы) 12. Известно, что наши предки позднюю осень нарекли иным словом, каким? (Предзимье). 13. Какие средства выразительности вы услышали в строчке автора «вам наскучили нивы бесплодные»? (Метафора и эпитет)
Ведущий: Молодцы, ребята! А умеете ли вы отгадывать загадки в стихах? Давайте проверим. Я предлагаю вам после разминки посоревноваться в быстроте ваших мыслей и вашем интеллекте.
Разминка:
1. Каждый год вижу я четыре братца-удальца: один седой, другой озорной, третий прыгает и скачет, а четвёртый горько плачет.
(Времена года). 2. Между осенью, летом наблюдается что? Неужели на этот вопрос не ответит никто? (Союз «и»). Ведущий: Молодцы, ребята, а сейчас начнём наш интеллектуальный марафон. Капитаны команд, настройте своих игроков на победу!
А) Красные горошины на ветру висят, На крапины похожи у рыженьких ребят. (Рябина). Б) Оторвался от берёзки, маленький, удаленький. С ветром в поле полетел, на ежа иголки сел. (Листок). В). Слёзы матушки-земли в засуху всегда нужны! (Дождь). Г). Только дождик на порог, эти братцы — под кусток! Ты попробуй, погляди, этих братцев отыщи! (Грибы) Д). Много пользы я несу и травинке, и кусту, Птиц отправлю на юга, как зовут, друзья, меня? (Осень). Е). Первым лист мой пожелтел, да на поле тихо сел, Из какого я кусточка, с какого дерева листочек? (Берёза)
Ведущий: Молодцы, а теперь проверим наших болельщиков. Все знают, как талантлив и наблюдателен наш русский народ. Давайте попробуем продолжить народные осенние приметы. Болельщики каждой команды, активно участвуя в соревновании, могут принести им дополнительные очки, если будут очень внимательны и толерантны друг к другу.
Турнир для болельщиков:
1. Раскаты грома в сентябре – жди (тёплую и продолжительную осень). 2. Грызуны начинают вить гнёзда сверху копны– (осень мокрая и долгая). 3. Когда осень дождливая, то (и весна ненастная) 4. Если много листьев с деревьев облетает сразу (к морозу зимой). 5. Осенней порой птицы низко летают – (к холодной зиме).
Ведущий: Приступим к последнему этапу нашего осеннего калейдоскопа, называется он «Яркий эпитет». Командам я предлагаю найти образные определения осени, только не стоит их выкрикивать, иначе наше справедливое жюри снимет у вас набранные баллы. Та команда, которая назовёт меньше всех эпитетов, проиграет. (Осень – пышная, печальная, золотая, лучистая, пламенная, хрустальная, янтарная, серебристая, рыжая, тоскливая, задумчивая, славная, дождливая, тёплая, солнечная, заспанная и т. д.)
Учитель: Ребята, вы большие молодцы! Давайте подведём итоги игры,а пока жюри подсчитывает баллы, мы вместе послушаем мелодии П.И. Чайковского из музыкального сборника «Времена года». Чудесно, когда и слова, и музыка сливаются в одну прекрасную гармоничную картину мира, не правда ли? Нескончаемо богата красками осень! Много добрых дел совершается осенней порой. Хочется вам пожелать,ребята, удачного урожая отличных оценок, ведь и учебный год у нас с вами начинается тоже осенью! Важных приобретений в стране знаний, друзья!До новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие на тему: Осень, 2 класс Квест — игра на тему: Осень для учащихся начальной школы Экскурсия на пришкольном участке, 2 класс. Осень Воспитательное занятие в ГПД на тему: Осень
Похожие статьи:
Сценарий праздника «Кузьминки» для школьников 5-6 класса
Праздник осени в 5 классе «Осенний марафон»
Король:
Ох, что мне делать? Ох, как мне быть! Кто сможет излечить королеву!
(Вбегает слуга, кланяется королю. Объясняет королю что-то жестами, шепчет, изображая какое-то чудо-юдо. Король кивает слуге, тот убегает. Раздается стук, шум, крики: «Пустите!», «Не хочу!». Глашатаи и слуги вытаскивают упирающюся старуху, обвешанную пучками трав.)
Слуга
: Ваше величество! Старуха-знахарка, говорят беде поможет.
Старуха:
(падает на колени): Ваше величество, в чем скажите провинилась перед вами несчастная старуха? Бедная я, несчастная, живу в лесу, никого не трогаю, никому не мешаю!
Король
: Встань! Хватит причитать! Лучше посмотри сюда — наша королева Осень заболела. Помоги ей.
(МУЗЫКА №5 играет
и под музыку
с
таруха осматривает королеву, трогает ее, слушает. Королева брезгливо морщится, стонет)
Старуха:
А есть ли в королевстве самовар!
( слуга приносит самовар, старуха колдует,
(МУЗЫКА № 6-волшебство старухи)
заваривает чай из трав, при этом рассказывает о целебном чае, надевает королеве шерстянные носки, королева капризничает. Старуха поит королеву чаем, королева Осень встает с трона, радостно улыбается)
Старуха:
Сделала я чай целительный, на травах заваренный. От этих трав прибавиться у королевы сил и здоровья, и все болезни уйдут прочь. А теперь, ваше величество, отпустите несчастную старуху!
Король
: Чем я смогу отблагодарить тебя? Говори любое желание!
(МУЗЫКА № 7 стихая до конца слов старухи)
Старуха
: Я счастлива служить моему королю и королеве! И попрошу я за свою услугу у вас одно: одарите леса красками разными да листопадом красивым, а землю –благодатью! (кланяется)
Король
: Исполним мы твою просьбу, спасибо тебе за исцеление!
(Старуха уходит, Король бегает по залу в припрыжку, кричит):
Король:
Ура! Королева Осень здорова, королевство спасено!.
(Выбегают глашатаи)
(МУЗЫКА №8 фанфары)
1 глашатай
: Внимание! Внимание!
2 глашатай:
Всем! Всем! Всем!
3 Глашатай
: Во второй раз Король издает указ!
1 глашатай
: Указ! Его величество король Листопад по случаю выздоровления ее велечества королевы Осени, повелевает всем жителям королевства собраться на великий пир. По случаю «Праздника Осени» провести веселыми шутками и конкурсами.
2 глашатай
: К нам сюда собирайся, народ,
Сегодня вас много интересного ждет!
3 глашатай
: непременно все должны! Быть на этом празднике!
1 глашатай
: Это событие отпразновать нужно, очень весело и дружно!
2 глашатай
: Всем сюрпризы разные приготовил празник, здесь сегодня каждый-зритель и участник!
(МУЗЫКА № 9 все герои строятся на сцене и кланяются)
(все уходят, на сцене появляются 2 ведущих)