Египтяне — первые люди, отметившие день рождения
0
Наиболее распространенной считается версия, что основоположниками празднований являются жители Древнего Египта. Надо отметить, что право на пышные торжества имели исключительно фараоны, царственные особы и их наследники. Поначалу это были преимущественно мужчины.
×
В древние годы и времена средневековья среди простых людей день рождения не имел особого значения. Большинство из них не были знакомы с календарями, не считали годы. Да и жизнь человека не имела тогда такой ценности, чтобы устраивать по этому случаю грандиозные пиршества.
Эпилог
Автор фото: о. Сергий Клинцов.
Рождество делит время на две эпохи – «до» и «после». В разные времена были попытки начать летосчисление от других событий, но рано или поздно всегда происходило возвращение на круги своя, и таким образом человечество доказывало, что появление на земле Христа, несмотря ни на что – главное событие в его истории. Но человечество – это ведь живые, конкретные люди – все мы, с нашими радостями и печалями, надеждами и разочарованиями, верой и сомнениями. Поэтому очень верны оказываются слова Иосифа Бродского – «в Рождество все немного волхвы». Все хотят увидеть и последовать за звездой, которая приведет к яслям Спасителя. Правда, часто мы идем к Нему не с подарками, а за подарками, забывая, что прежде чем просить, надо принести. Но что можно принести в подарок Богу? Сердце. Именно ради них, ради человеческих сердец зажглась две тысячи лет назад и зажигается каждый год Вифлеемская звезда.
Смотрите также:
Как репрессировали Рождество
Инфографика. Календари: в чем разница?
Когда приходит Новый год…
Церковное новолетие
Откуда на Руси пошла традиция праздновать Новый год, и можно ли праздновать его верующим людям?
Новый Год: Шоу или все-таки Таинство?
Литература:
- О Рождестве рассказывают Евангелие от Матфея и Евангелие от Луки, главы 1-2.
- Четвероевангелие. Толкование и руководство к изучению (составил Барсов М.). Т1, «Лепта», М.: 2002, с. 99-287.
- Кураев Андрей, диакон. Школьное богословие. «Светлояр». – СПб, 2000.
- Рождество Христово. / Под ред. проф. М. Скабаллановича. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 (репринт издания 1916 года).
- Успенский Н.Д., проф. История и значение праздника Рождества / / Журнал Московской Патриархии. 1956, № 12.
- Иисус Христос и Евангелия. Словарь. / / Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. М.: 2003, с. 531-544.
Празднование божественных дней рождения у Древних греков
0
В Древней Греции имела место традиция 12 раз в год праздновать дни рождения богов. У каждого почитаемого божества было определенное число, в которое и проходили торжественные мероприятия. Например, Артемиду (богиню Луны и Охоты), чествовали каждый месяц 6-го числа.
Если говорить о людях, то право отмечать день рождения было только у главы семейства. В отличие от божественных именин его праздник был 1 раз в году. О том, чтобы делать праздники для остальных домочадцев, речи не шло. Со временем обычаи менялись. В каждой стране сложились оригинальные традиции и способы празднования дней рождения.
Версии возникновения
Доподлинно неизвестно, как и когда впервые появилась такая традиция. Это праздник, который на данный момент является самым распространённым на всей земле, его отмечают люди разных стран, возрастов, религий и уровня достатка. Исключением являются только несколько сект, отрицающих любые празднества кроме тех, что связаны с их верой.
Историки предполагают, что традиция одновременно зародилась во многих уголках планеты, поэтому единственного автора и времени появления этого обычая история для нас не сохранила. Но специалисты выделяют три основные версии происхождения. Учёные считают, что на формирование и возникновение этого праздника в разной степени повлияла каждая из них.
След язычников
Язычники большое значение придавали чёрной магии, тесно переплетая с ней события повседневной жизни. Особое значение ей придавалось в такие знаковые моменты, как приход в этот мир нового человека или уход в иные миры. По одному поверью каждый человек в свой День рождения становится совсем беззащитным перед лицом тёмных сил, которые могут атаковать его и полностью поработить светлую душу. Потусторонние силы могут прийти к имениннику в виде малознакомых людей или случайных встречных, поэтому самая надёжная защита заключается в том, чтобы окружить себя близкими.
Это родило традицию проводить опасное время в обществе родственников, добрых и хороших людей, что избавит от встречи с недоброжелателями и тёмными духами. Чем громче будут люди веселиться в этот день, тем вероятнее будут держаться подальше от веселья потусторонние силы.
Христианский взгляд
Такая наука, как история, чётко описывает отношение к данному вопросу у раннего христианства. В древние времена, когда христианство только зародилось, оно стало конкурентом язычества, поэтому отрицало все языческие обычаи. Так произошло и с Днём рождения, празднование которого категорически не приветствовалось священниками.
Более того, христианская церковь не считала приход ребёнка в этот мир явлением, по поводу которого стоит испытывать восторг. Дело заключалось в своеобразном восприятии мира, в соответствии с которым каждый христианин приходит в этот мир, полный испытаний, бед, скорби и искушений для прохождения тяжкого земного пути. Вот смерть была окрашена в более оптимистичные тона, так как после неё наступал переход в лучший из миров, куда попадёт каждый, сбросивший с себя груз грехов.
Восточные боги
Ещё одна версия отсылает тех, кто ищет корни праздника, на восток. История описывает традиционный обряд, существующий в Персии, в ходе которого отмечали День рождения одному из самых почитаемых богов – Митре. Он являлся богом Солнца, то есть именно от него зависела смена сезонов, урожайность и другие важнейшие в жизни персиян события. Поэтому данный праздник был по масштабам чем-то наподобие Нового года для нынешнего времени.
Римские воины, попавшие в Персию приблизительно в 400 году н.э., узнали многое из восточной культуры и привезли рассказы о ней в Древний Рим. Таким путём история о боге Солнца и интересном виде чествования попала на запад. Императоры, которые приравнивали себя к богам, управляющим жизнью на Земле, не замедлили «примерить» на себя обряд чествования. Видимо, он пришёлся им по душе и получил дальнейшее распространение.
Рождество Христово
История предлагает ещё одну версию, связанную с возникновением этого празднества. Многие учёные считают, что традиция закрепилась после того, как среди христиан распространилась история о Рождестве Христовом. В Святом писании подробно описано, как после восхода Вифлеемской звезды в хлев к новорожденному пришли волхвы, принёсшие дары Деве Марии и Иисусу.
Все, кто почитал Библию, восприняли это как непосредственное руководство, поэтому поздравления и подарки по случаю появления на свет нового члена семьи стали нормальным явлением и примирили христиан с традициями язычников, что отразилось не только на жизни отдельных людей, но и на всей дальнейшей истории.
Германия и свечи на пироге, горящие с утра до вечера
0
В XIII веке у немцев возник обычай празднования дней рождений у детей. Согласно ей, виновника торжества будили ранним утром и близкие преподносили ему именинный пирог с зажженными свечами. Интересно, что количество свечей соответствовало возрасту ребенка, и дополнительно ставилась еще одна — символизирующая непосредственный момент рождения. Пирог это нельзя было есть сразу, он должен был стоять до праздничного ужина. При этом в течение дня сгоревшие свечки заменяли на новые. За вечерней трапезой ребенок загадывал заветное желание и задувал свечи, затем угощение раздавали всем собравшимся за столом. Заветные подарки доставлял ребенку «деньрожденный гном» — персонаж, существовавший в немецких фольклорных сюжетах до начала ХХ века.
Самая дорогая вечеринка обошлась в двадцать семь миллионов долларов
Все мы знаем, что день рождения можно шикарно отпраздновать, но ничто не сравнится с тратами султана Брунея. Он потратил почти тридцать миллионов на празднование своего пятидесятилетия, и большая часть пошла на оплату выступления Майкла Джексона.
Собака — контркультура 60-х: какая эпоха близка знакам китайского гороскопа
Курорт — это не только море: в Индии курортные отели организовали на деревьях
Минимум затрат, максимум пользы: сушилка для фруктов из трёх садовых ящиков
Великобритания и обычай предсказывать судьбу
0
Особенностью празднования в Великобритании является заблаговременное оповещение гостей — за 2 месяца до торжества рассылаются приглашения. Считается, что таким образом гости смогут заранее составить свои планы и заблаговременно решить, будут ли они присутствовать на торжестве или отдадут предпочтение другим важным делам.
В этот день имениннику принято предсказывать судьбу. Это делается с помощью распространенных гаданий или же специально приглашенной гадалки. Граждане, отмечающие юбилеи 80, 90, 100 лет удостаиваются персонального поздравления от королевы Англии.
Латинская Америка и особый 15-й день рождения у девочек
0
В Латинской Америке важную роль играет день рождения, в который девочке исполняется 15 лет. Этот возраст считается особой датой, а празднование отличается с большим размахом — продуманная программа, большое количество гостей, дорогие подарки. В этот день по традиции именинница первый раз кружится в вальсе, танцуя в первую очередь с отцом, а затем с потенциальными ухажерами. В ряде стран в этот день у девочки появляется право надевать первые туфли на высоких каблуках.
Голландцы и празднование коронных лет
0
Голландские школьники в день рождения получают от своего учителя отличительный знак — шляпку из цветной бумаги. Его поздравляют одноклассники, вручают ему небольшие презенты и сувениры. Место именинника за партой оформляют атласными лентами и воздушными шарами. А он, в свою очередь, готовит угощения для тех, кто учится вместе с ним. Интересно, что в Голландии существуют даты, которые отмечаются особенно торжественно — это 5, 10, 15, 20 лет и 21 год. Их называют коронными годами.
Звездам служащие
Возможно, на первый взгляд история с волхвами и звездой кажется сказкой. Многие критики Евангелия утверждали, что это позднейшая вставка в Священное Писание, сделанная греками, чтобы разукрасить, мифологизировать событие Рождества, о котором очень скупо рассказали евангелисты. Но если принять эту точку зрения, то о жизни Христа вообще ничего нельзя сказать, потому что практически все, что мы знаем о Спасителе, рассказывается именно в Евангелии. Но если все же была Звезда, были волхвы, то каков смысл их появления во время рождения Иисуса?
Автор фото: Ольга Рындина.
Кто такие «волхвы»? Кем были эти люди и как к ним относится Евангелие? В греческом тексте они названы магами. Геродот, например, пишет, что так назывались мидийцы, принадлежавшие к касте священников Персидской империи. Возможно, это были зороастрийцы, толковавшие сны; кроме того, они были астрологами, мудрецами, о которых говорили, что они обладают сверхъестественными возможностями. Евангелие рассказывает, что волхвы пришли «с востока». Под это определение могут подходить Персия, Вавилон, Аравия и Египет. Однако древнее церковное предание называет родиной волхвов Персию на том основании, что в этой стране долгое время жил пророк Даниил (VI век до Р. Х.). Причем он был там «главою мудрых». Возможно, он оставил своим подчиненным знание о библейском Боге и об ожидаемом Мессии. И это знание передавалось из поколения в поколение.
Многие люди, как сейчас, так и в древности верят и верили в то, что судьба человека определяется звездами. Греко-римский мир свято верил, что рождение или смерть великих людей, политические перемены предваряются появлением звезд или комет. Вот и волхвы, видя Звезду Мессии, идут в Иудею, чтобы поклониться Ему. Согласно Евангелию, Звезда ведет их. Какие только версии не выдвигались за 2000 лет, чтобы объяснить видение волхвов!
Астроном Иоганн Кепплер в XVII веке предположил, что Вифлеемская звезда – это «парад планет», то есть их сближение настолько, что создается визуальный эффект одной яркой звезды. 17 декабря 1603 года он наблюдал соединение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб. А весной 1604 года к ним присоединился и Марс. Кепплер предположил, что подобное явление происходило в 7-6 гг. до Р. Х.
Было предположение, что Вифлеемская звезда – это не что иное, как комета Галлея. О появлении кометы писал римский историк Кассий Дион. Однако сообщение Кассия относится к 742 году от основания Рима. Получается 12 год до Р. Х., то есть слишком рано для евангельских событий. Наконец, в наше время американские астрономы предположили, что волхвы наблюдали сверхновую или рождение новой звезды в созвездии Козерога весной 5 года до Р. Х. Эта теория кажется интересной, учитывая данные китайских хроник, которые относят это событие именно к 5 – 4 гг. до Р. Х. Однако все эти теории объединяет одно – отрицание того, что Звезда могла вести волхвов.
Например, Кепплер объяснял слова евангелиста Матфея, что «звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними до тех пор, пока наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец», примерно следующим образом. Евангелие передает впечатление, которое сложилось у магов при постоянном их внимании на Звезду по пути из Иерусалима в Вифлеем, то есть попросту оптический обман. И дальше:
«Библия о предметах человеческой жизни говорит с людьми тем же языком, каким они привыкли говорить. Она не есть учебник оптики или астрономии, но имеет в виду более высокие цели».
Действительно, Библия – это не учебник астрономии. Именно поэтому большинство толкователей Евангелия, отцов и учителей Церкви считают, что Вифлеемская звезда таковой была только по виду, но на самом деле – это была особенная сотворенная Богом звезда. Особняком стоит мнение св. Иоанна Златоуста, который говорил, что волхвов вел Ангел, явившийся в образе звезды. Христианские авторы предлагали такие версии, во-первых, исходя из сообщения евангелиста Матфея, что звезда шла перед волхвами и остановилась непосредственно перед вертепом. Во-вторых, ее «странное» поведение в Иерусалиме, когда простодушные волхвы пришли туда узнать: «Где родившийся Царь Иудейский?». Звезда попросту скрылась от них, а заодно и от тех, кто «искал погубить Младенца». То есть она вела себя весьма необычно для природного явления – когда надо было, появлялась, а потом опять скрывалась.
Почему же Церковь всегда настаивала на чуде Вифлеемской звезды? Неужели это не могло быть естественное природное явление?
Да, конечно, могло. Но ведь Церковь, говоря о сверхъестественной природе звезды, имеет в виду вовсе не конфликт науки с верой. Дело в христианском видении Рождества как чуда. И чудо Звезды Мессии в церковном сознании тождественно чуду рождения Богочеловека. В маленький поселок Вифлеем, находящийся в маленькой Иудее, почти на окраине Римской империи, идут персидские мудрецы-язычники, чтобы поклониться Спасителю, Который родился здесь. Что их приводит сюда – простая случайность? Нет. Волхвов приводит сюда чудо рождения Богочеловека. Звездочеты не могли придти в Вифлеем случайно. Именно в этом и заключается основной пафос евангельского рассказа о Звезде.
Поэтому бесполезно рассуждать о природе Звезды. Какова бы она ни была – она послана от Бога для того, чтобы язычники узнали и поклонились Мессии. Даже если Иоганн Кепплер прав и персидские мудрецы наблюдали «парад планет» или рождение новой звезды – чему это противоречит? Неужели, узнав, что не звезда, а Ангел ведет их к яслям Богомладенца, они бы развернулись и пошли обратно к своим астролябиям? Волхвы шли не за звездой, они направлялись к Иудейскому Царю, к Спасителю. Более того, они не смутились, найдя Его не в царских палатах, а в убогом вертепе – пещере, где в непогоду прячут животных. То есть сперва они приняли саму Звезду Мессии как явленное им чудо, поверили ему, а потом уже пошли за ней. Наверное, именно поэтому они и нашли своего Спасителя…
Российские именины — празднование с широким размахом
0
До начала XIX века в нашей стране не принято было отмечать дни рождения. Вместо этого, начиная с XVII века, помпезно отмечали именины — день памяти святого, в честь которого человек получил имя при крещении. На именины накрывали большие столы. Калачи, пироги и каравай — в числе главных угощений. Собравшиеся гости поздравляли именинника, пели в его честь песни.
В XIX веке зародился обычай праздновать день рождения, по началу это делали только дворяне и купцы. И лишь в XX столетии день рождения получил статус важного праздника, которому уделялось большое значение. Русские любят все делать с размахом, это относится и к организации торжеств. И сегодня устраивают большие праздники — накрывают стол, изобилующий угощениями и напитками, распевают песни, веселятся. Приглашенные вручают подарки и произносят красивые и хвалебные речи в честь виновника торжества.
Средневековье
После того, как на территории Древнего Рима установилось христианство, день рождения назвали языческим праздником и запретили. Соответственно, практически все Средние века церковь осуждала эту традицию и всячески препятствовала ему.
Лишь в XII-XIII веках стали отмечать даты рождений в приходских книгах, что привело к появлению семейной традиции празднования. Также особо отмечали день, когда впервые появился на свет младенец. Особенно популярен этот обычай стал во времена расцвета протестантизма в Европе.