Игры, забавы, эстафеты для детей и взрослых на народных праздниках


Покорми сразу всех соседей

Участие принимают гости, у которых и справа, и слева есть соседи, например, второй за столом, четвёртый и так далее. Перед участниками стоят тарелки с одинаковым содержимым, например, пюре или сметана и у каждого участника в руках две ложки: одна в левой руке, другая — в правой. По команде «старт» участники начинаются кормить своих соседей, одновременно работая и правой, и левой руками. Кто из участников быстрее скормит содержимое своей тарелки соседям, тот и победит. Приз также получит самый терпеливый и старательный «сосед» которому, возможно, придётся кушать из рук сразу двоих участников.

Путешествия по странам

Ведущий подготавливает «компромат» на страны для этого конкурса — любые две картинки, характеризующие конкретную страну. Ведущий по очереди показывает по две картинки, а гости за столом отгадывают саму страну. У кого больше отгаданных стран, тот и победитель. Примеры картинок: 1. Медведь и балалайка (Россия); 2. Карнавал и кофе (Бразилия); 3. Сомбреро и маракасы (Мексика); 4. Пицца и гладиаторские бои (Италия); 5. Тюльпаны и сыр (Голландия); 6. Банки (учреждения) и часы (Швейцария) и так далее.

Старинные народные игрыкартотека

СТАРИННЫЕ РУССКИЕ ИГРЫ

Перед вами подборка традиционных игр-забав 19 века, которые увеселяли наших предков в скучные вечера. Эти развлечения не требуют ни особого инвентаря, ни подготовки. А играть можно и в маленькой группе, и в семье, и в большой компании детей и взрослых.

ИГРА «ДЕРГАЧИ»

Выбирается «водырь» (сейчас мы называем его «водящий», а дети даже сейчас часто говорят по-старинке с ударением на первом слоге — «вОда»). Водырю завязываются глаза. Остальные участники игры – игроки. В этой игре они называются «дергальщики». Правило игры: игрокам запрещается сходить со своего места. При нарушении этого правила игрок становится «водырем».

Ход игры: Водырь стоит в центре комнаты с завязанными глазами. Игроки заходят в комнату и садятся около стен. Водырь начинает ходить по комнате. Игроки привлекают внимание водыря, «дёргают» его. Например, говорят «Дёрг-дёрг» или шуршат ногами по полу или шуршат своей одеждой по очереди. Вот кто-то дернул водыря за подол. И тут же с другой стороны зашептали: «Дёрг-дерг», а после этого новый звук – кто-то хлопает по коленям. Водырю нужно угадать, кто его дернул (то есть сказал или хлопнул или издал какой-то звук). Если он угадал, то он передает свою роль дергальщику. Тогда дергальщик, которого разгадали, становится водырем в новой игре. Задача игроков – путать водыря, чтобы он не мог догадаться, кто это. Поэтому они могут говорить не своим голосом – писклявым или наоборот басом и т.д.

ИГРА «ОХЛОПОК»

Очень простая игра. Все становятся в кружок и бросают вверх кусок ваты (необходимо его распушить, рулончик ваты бросать бесполезно — не полетит :). Задача в том, чтобы не дать вате упасть. Тот игрок, возле кого охлопок упадет, платит фант (поет песню, кукарекает, читает стихотворение и т.д.). Поэтому все стараются побыстрее отдуть охлопок от себя к соседу. Охлопок летает то выше, то ниже, поэтому игроки то приседают, то встают на цыпочки, то наклоняются. Обычно получается очень смешная картинка.

Если играющих мало, то игра проводится за столом. Подбрасывают охлопок, а руки держат под столом. Рядом с кем охлопок «приземлился», тот и платит штраф – фант.

ИГРА «КРЫЛЫШКО»

Выбирается водящий. Игроки сидят за столом,а под столом по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, привязанный к нитке. При этом приговаривают:

Ах, крылышко, торопись,

Не запнись и не сорвись,

Не гляди из-под стола,

А то будет беда.

Передавать предмет на нитке надо так, чтобы водящий не догадался, у кого сейчас «крылышко». Поэтому игроки, даже не имея крылышка, делают вид, что его передают, перемигиваются друг с другом и всячески пытаются запутать водящего. На последнем слове в тексте (это слово «беда») «крылышко» останавливается у одного из игроков. Задача водящего угадать, у кого находится крылышко, где оно остановилось. Если он отгадал, то этот игрок с крылышком в руках в следующей игре становится водящим. Если же нет, то водящий платит фант. Выкуп фанта – песня, пляска, загадка, поздравление или фокус. Важно при передаче предмета на нитке нитку не порвать. Кто порвал ниточку тоже платит фант.

ИГРА «ПТИЦЫ ЛЕТАЮТ»

Все игроки сидят в кругу за столом. Одна рука находится на столе. Ведущий начинает рассказ: «Я много путешествовал по разным странам. И пришел к такому замечательному выводу: все живые существа, покрытые перьями, летают. Все птицы летают». На последних словах ведущий поднимает указательный палец руки вверх и все повторяют за ним. Сообщается правило игры: если это птица, и она летает, то надо поднять указательный палец вверх. Дальше ведущий продолжает: «И утки летают (водящий и игроки на каждую правильную фразу поднимают палец вверх), и гуси летают, и синицы летают. И львы летают» Многие игроки автоматически поднимут пальцы вверх. И ошибутся. Игру надо проводить в быстром темпе, чередуя птиц, зверей, рыб, насекомых (они тоже летают, но ведь они не птицы, и потому не надо поднимать палец), летающие предметы – осенние листья, стрела (поднимать палец не нужно, ведь это не птица). Все, кто ошибся, в конце игры платят фанты – выполняют простые задания.

ИГРА «ТЯНИ-ПУСКАЙ»

Очень простая и веселая игра на внимание, в которой даже взрослые часто ошибаются. Вам понадобятся широкие атласные ленты длиной примерно метр. Сколько в игре игроков – столько Вам нужно лент. Ведущий игры становится в центр комнаты, а вокруг него на стульях сидят игроки. Стулья поставлены в кружок. Водящий в центре круга держит все ленточки. Он подает второй конец ленты каждому игроку. Ленты лучами солнышка идут от него к игрокам. Ведущий в быстром темпе говорит то «Тяни», то «Пускай». А в чем же «изюминка» этой веселой игры? А в том, что на слово «тяни» надо ленту отпустить. А вот на слово «пускай» надо ленту, наоборот натянуть! Ошибок будет много! В этой игре за ошибки можно собирать фанты. А можно наоборот – играть на победителя, который получит маленький приз за то, что не ошибся.

ИГРА «ТАРЕЛКА»

Игроки стоят или сидят в кругу. Каждый игрок называет себя именем какого-то животного. Например, «Я заяц». «А я лиса» и т.д. Когда все запомнили новые имена друг друга, начинается игра. Возьмите деревянную (старинный вариант) или пластмассовую тарелку, миску (современный вариант) и сильно раскрутите ее, чтобы она завертелась (Вместо тарелки можно использовать и многие другие современные предметы, например, рулончик канцелярского скотча. Главное, чтобы предмет можно было закрутить). Когда тарелка закрутилась, сразу же выкрикивайте имя одного из игроков. Например: «Заяц, лови!». Зайцу надо успеть перехватить крутящуюся тарелку, пока она не упала. Теперь заяц закручивает тарелку и зовет другого игрока: «Медведь, лови!» и т.д. В этой игре развивается быстрота реакции, всем игрокам нужно быть очень проворными, внимательными и хваткими. Тот, кто не успел схватить тарелку, платит фант.

Игры, отражающие повседневные занятия наших предков

Невод

В эту азартную игру можно играть летом в каком-либо имеющем отмели водоеме. Для наибольшей безопасности нужно выбирать места, где нет сильного течения. Лучше, если в игре участвуют много человек, желательно, чтобы их было не меньше, чем 6-8. Все игроки разделяются на две команды — одна команда будет изображать «рыбаков», а вторая — «рыбок». Рыбки могут перемещаться по всей территории, оговоренной для игры. Нельзя заходить только в глубокие места реки. Целью рыбаков является поимка как можно большего количества рыбок. Для этого рыбаки соединяют руки и цепью, напоминающей невод, стараются окружить «добычу». Рыбки могут убегать любым способом — плавая, ныряя, перемещаясь по мелководью. Когда рыбаки замыкают круг и сужают его так, что рыбкам уже некуда деться, команды меняются местами и игра начинается сначала.

По некоторым правилам рыбки могут убегать только до того момента, пока рыбаки не смыкают круг. После этого не успевшие убежать из круга рыбки считаются пойманными, так как убегать, проскальзывая под руками рыбаков, не разрешается.

Удочка

В эту игру можно играть как на площадке, так и на воде. Надувной мячик приматывается на скакалку и раскручивается по кругу, водящий приговаривает:

Я как удочку пущу, Рыбок много наловлю. Наварю ухи вкуснющей, Позову друзей всех лучших.

Если играют на площадке, то дети должны перепрыгнуть через «удочку». Если игра проходит на воде, то дети должны успеть поднырнуть так, чтобы мячик не коснулся их.

Выигрывает тот, кто останется последним.

Птицелов

Играть можно на любой площадке. Количество игроков не ограничено.

В начале игры выбирается водящий, которому завязывают глаза. Дети придумывают какую-нибудь птицу, чей голос они смогут изобразить и расходятся по площадке.

В лесу, во лесочке, На зеленом дубочке. Птички весело поют, Ай! Птицелов идет! Он в неволю нас возьмет, Птицы, улетайте!

После этих слов водящий хлопает в ладоши, дети замирают, и он старается отыскать их. Как только он находит игрока, просит его назваться. Найденная «птица» должна произнести те звуки, которые ей свойственны в природе. В задачу водящего входит отгадать, что за птица перед ним, и кто тот ребенок, который ее изображает.

Примечание: «птицам» не разрешается прятаться за предметами, которые будут преграждать путь «ловцу».

Ручеек

Эта игра очень давняя, в нее любили играть наши бабушки и дедушки. Она веселая и задорная.

Из всех участников выбирают водящего, а остальные девушки и юноши, взявшись за руки, становятся парами, после чего выстраиваются в колонну и поднимают сомкнутые руки вверх, над головой. Водящий должен побежать по образовавшемуся «коридору», чтобы взять кого-нибудь себе в пару, и отвести ее в конец колонны. Тот, чья пара разбита, идет в начало ручейка и бежит так же, как первый водящий. Постепенно «ручеек» движется.

Чем больше участников, тем интереснее становится эта игра.

Ранее, на Руси, эта игра использовалась для того, чтобы познакомиться с понравившейся девушкой или юношей, или же просто в качестве забавы на народных гуляньях.

Баба-Яга

Баба-Яга самая распространенная и известная сказочная героиня, которая должна не только быть вредной и злой, но и уметь поддерживать себя в хорошей форме.

Данная игра очень веселая и забавная. В нее можно играть всей семьей на праздники или устроить эстафетное испытание в школе.

Правила эстафеты: дети должны выстроиться в колонны друг за другом. Эстафетный бег будет осуществляться с одетым ведром на ноге и метлой в руке. Пробежав заданное расстояние, игроки возвращаются к команде и передают эстафету следующему участнику. Выигрывает та команда, участники которой быстрее всех справятся с данным заданием.

Заря-зарница

Количество игроков не ограничено. Дополнительно для игры потребуется ленточка. Из всех играющих выбирают водящего, остальные дети становятся в круг и приговаривают:

Заря-зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые — За водой пошла!

Игроки, стоящие в кругу, держат руки за спиной, а водящий ходит по кругу и выбирает того, кому положить ленточку на плечо. После того, как водящий выбрал себе игрока для пары, он кладет ему ленту на плечо, и они оба резко бегут в разные стороны по кругу, тот, кому не достанется свободного места, остается водить.

Дедушка-рожок

Перед началом игры из числа участников выбирается водящий, который считается «колдуном», «дедушкой-рожком». На начальных этапах игры дедушка-рожок сидит в специально отведенном ему «доме» (очерченном на площадке пространстве), и никак себя не проявляет. В это время остальные игроки, разделившись на две равные группы, отходят в противоположные стороны от «дома» на расстояние около двадцати шагов и рисуют или обозначают веткой черту — здесь находится дом этой части игроков. Между домами обеих команд и дедушки-рожка находится «поле».

Игра начинается с того, что дедушка-рожок говорит:

— Кто меня боится?

Игроки обеих команд перебегают из дома в дом через поле, дразня водящего и отвечая ему: «Никто не боится!»

Цель дедушки-рожка — поймать кого-либо из игроков, неожиданно выскочив из дома. Игрок, который попался колдуну, сидит в его доме и считается заколдованным, не может убежать. Покинуть дом колдуна он может только с помощью своих товарищей. Находясь в доме дедушки-рожка, игрок может вытягивать руки за линию и кричать: «Чай, чай, выручай!» Если кому-то из игроков удается подбежать к дому дедушки-рожка и дотронуться рукой до заколдованного пленника, то он «оживает» и может убежать.

Игра заканчивается, когда дедушка-рожок поймает всех игроков. В следующем кону водит тот, кого поймали первым в предыдущем.

Охотники и утки

Для игры требуется довольно большая открытая площадка, в центре которой делают разметку — очерчивают большой круг. В качестве инвентаря используется мяч. В игре должно участвовать как можно больше человек, минимальное их количество — около 8-10. Все игроки разделяются на две команды, одна из которых становится «охотниками», а вторая — «утками». Утки должны в течение игры находиться внутри круга, а охотники — за его пределами. Задача команды охотников — кидать мяч в «стаю уток», пытаясь попасть в одну из них. Утки, соответственно, перемещаются внутри круга, стараясь спастись от «пуль охотников». Утка, в которую попали мячом, считается «убитой» и выходит из игры. Охотники не должны заступать внутрь круга, и, делая это, нарушают правила. Бросок охотника, заступившего за линию, не засчитывается. Утки, наоборот, не должны выбегать из круга. За такое нарушение утка покидает игру. Попадание мячом должно быть прямым, без отскока от земли или другого игрока, только в этом случае оно засчитывается. Еще одно правило предусматривает, что охотники не должны целится в головы игроков команды противника. Если мяч попадает в голову утки, попадание не засчитывается.

Когда все утки внутри круга «убиты», команды меняются местами. Побеждает та команда, которая выбила всех уток быстрее другой, или в течение заранее оговоренного времени выбила большее количество уток.

Фольклорные фестивали и конкурсы

Немногие знают, тот факт, что мода на фольклор это не современная тенденция. А фольклорные фестивали это не новшество, а возвращение к истокам. Интерес к традиционным музыкальным культурам, фольклору, продолжается с начала истории европейской музыки. Народная песня и фольклорная культура во многом были прадедами европейской музыки. Роль фольклора, его влияние и значение менялись и были разными в каждом уголке континента, но всегда оставались. Ведь фольклорная музыка это музыка всех людей без различий на классовое происхождение, материальное положение или пол.

Народные танцы и песни попадали в неизменимой либо усовершенствованной форме не только в залы пышных дворцов и усадеб, но и вдохновляли религиозное творчество. Фольклором пользовались оперные композиторы, которые искали богатых и разнообразных средств формирования своих фантазий. На каждой ярмарке музыканты не только играли «местную музыку, но и изображали некий сценический образ типичный для неё.

Фольклорная музыка была звуковым отражением народных легенд, сказок или мифов. Она рассказывала о любви, невежестве, страхе. Простота, с которой в фольклорной музыке выражалась радость и искренность, с которой музыка рассказывала о страдании, не дала забыть о ней даже во времена великих гениев классики. Это, а также стремление людей узнать свои корни лучше стали причинами великого возрождения народной песни в XX веке. Сейчас фольклорная музыка вошла в постоянную программу большинства фестивалей, появилось множество фольклорных фестивалей.

И как только подходит время проведений фестивалей, масса любителей отправляется в путешествие по целой Европе. Есть, что-то особенное, волшебное в фольклорных фестивалях, чего нет ни в каком другом виде общедоступных развлечений. Многие люди из года в год ездят в те самые места. Каждый раз на таких фольклорных фестивалях знакомятся с фантастическими певцами, артистами, хорами, публикой о которых обычно можно только прочитать в СМИ и увидеть на голубом экране. Фестивали это не только артистическая программа с досугом, но и целый подготовительный процесс, где на первом месте стоит проезд, часто вызывающий не меньше эмоций, чем само выступление. Многие сделали из дороги на фольклорный фестиваль свою собственную традицию – добираются на автобусах, поездах, самолетах при этом замечательно проводя время. Очень часто на фольклорный фестиваль коллективы берут с собой своих знакомых, близких. Не менее популярными, стали международные обмены, организованные для приобретения межкультурного опыта, повышения уровня выступлений и развития толерантности к другим обществам. Фольклорная музыка стала теперь не только представлять культуру данной страны, но и обращаться, что заметно на фольклорных фестивалях, к этносу, этническим ценностям.

Малечина-калечина

Старинное развлечение, которой актуально до сих пор. Суть игры состоит в том, что в вертикальном положении располагают палочку на кончике одного или двух пальцев. При этом «инструмент» запрещено поддерживать руками.

Обращаясь к малечине, необходимо сказать следующий стишок:

«Малечина-калечина, сколько часов до вечера? Раз, два, три …»

Счёт продолжается до тех пор, пока палочка не упадет. Если она покачнулась, палку разрешено подхватить второй рукой, чтобы не уронить. Победителем считается тот, кто досчитает до большей цифры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]