Летние подвижные игры для детей на улице в детском саду


«Светофор»

На площадке на расстоянии 3–6 метров друг от друга чертят две линии — ме­жду ними проходит дорога. Водящий — светофор — стоит посередине доро­ги и за линии заходить не может. Остальные находятся перед первой чертой, и их задача — перейти на другую сторону, то есть оказаться за про­тивополож­ной линией. Светофор встает спиной к играю­щим и загадывает цвет: к приме­ру, объявляет, что пускает на другую сторону только красный. Каждый игрок начинает искать на себе какую-нибудь вещь красного цвета; ее размер и назна­чение не важны, и красным может быть даже маленькое пятнышко на узоре. Через некоторое время (например, досчитав до десяти) водящий поворачивает­ся, и те, кто сумел найти нужный цвет, предъ­являют его светофору и спокойно переходят дорогу. Все остальные ста­раются перебежать на другую сторону, а светофор их ловит. Тот, кого он пой­мал, становится новым свето­фором. Во­дя­щему имеет смысл называть необычные цве­та — сире­невый, бирюзовый и т. п.: тогда тех, кто такой цвет на себе не найдет, будет больше — и ему удастся пой­мать игрока себе на замену.

«Ищем клад»

Занимать детей можно не только коллективными играми. Есть много отличных одиночных игр на свежем воздухе. Не скучать же из-за того, что приехал на дачу без друзей и братьев-сестер! Организуйте ребенку увлекательное занятие по поиску таинственного клада.

В саду, беседке или доме можно спрятать в коробке конфеты или небольшой подарочек, купленный заранее. Прикрепить к садовым деревьям, качели или дачным фонарикам подсказки, ведущие к сокровищу. Если ребенок не умеет читать, задания по поиску клада проговаривайте вслух: «Найди зеленое деревянное здание, отсчитай слева направо от двери 20 дощечек, повернись спиной к дому и найди яблоню. На одной веток найдешь ту вещь, которая тебя приведет к сокровищу». Пусть ребенок выполняет разные задания и по итогу отыщет заветный тайник с конфетами.

Ну, а если детей все же большего одного, можно поиграть в настоящий остров сокровищ!

«Штандер»

Полузабытая игра из репертуара пионер­лагерей. Судя по названию (скорее все­го, от Ständer! — «Стоять!»), она позаимствована из немецкого игрового сбор­ника. Для игры потребуется мяч. На земле чертят большой круг — в него долж­ны поместиться все участники. Затем кто-то один подбрасывает мяч, называя имя любого другого игрока. Все разбе­гаются в разные стороны, а на­званный игрок водит. Он ловит или быстро поднимает с земли мяч, после чего кричит: «Штандер!» — и все остальные должны остановиться. Водящему нуж­но вы­бить кого-то мячом: он выбирает свою цель (обычно игрока, который находится к нему ближе всех), делает в его сторону три шага и старается попасть. Он мо­жет схитрить и шагать в одну сторону, а бросать мяч в другую, чтобы ничего не подозреваю­щий игрок не успел увернуться. Если водящий попал, то «поби­тый» получает штрафное очко, если нет — штрафное очко засчи­ты­вается бро­савшему. В следующем коне этот же водящий подбрасывает мяч и назы­вает имя игрока, который займет его место. В конце игры очки суммируются, и тот, кто набрал меньше всех, объявляется победителем.

Шалаш или шатер?

Шалаш на даче должен быть построен, и точка! Из веток или старых покрывал – не важно. А можно соорудить шатер мечты, который будет похожим на летний домик.

Нам понадобится:

  • Гимнастический обруч
  • Старые простыни или отрезы ткани
  • Веревки

Стенами в нашем шатре будут куски ткани, а основой – гимнастический обруч. Веревкой нужно подвесить его к ветке таким образом, чтобы края ткани касались пола. Можно предусмотреть в шатре и крышу из ткани.

Если рядом с шалашом-шатром расстелить покрывало, разложить на нем в тарелках сладости и фрукты или пиццу – получится настоящий пикник. Осталось пригласить детишек с соседних дач… Можно быть уверенным на 100 процентов, что никто скучать не будет.

«Картошка»

Игроки становятся в широкий круг и пере­брасывают друг другу мяч. Задер­жи­вать его в руках нельзя: мяч — это горячая карто­фелина! Те, кто не смог удер­жать мяч в руках и дал ему упасть на землю, тоже превращаются в «картошек»: они идут в центр круга и садятся там на корточки. Остальные игроки время от времени их «окучивают», то есть прицельно бросают в сидящих мячом (луч­ше перед игрой договорить­ся о силе удара). Картошке нужно поймать мяч с лёта — но вставать в полный рост нельзя, можно только подпрыгивать, не раз­­гибая колен. Если поймать мяч удалось, картошка вновь встает в круг, а тот игрок, на чьем броске мяч был пойман, занимает ее место в центре.

Дети играют с мячом на улице. Москва, 1959 год© РИА «Новости»

Лохматый пес (салки)

Разновидность салок. Могут участвовать от 4 до 10 человек. Ведущий «пес», отворачивается спиной от остальных участников. Остальные игроки читают стишок:

Вот сидит лохматый песик В лапки свой уткнувший носик Тихо, мирно он седит, Может, дремлет, может, спит. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим — что же будет?

Дети подходят к стоящему спиной «псу». Тот поворачивается, «лает, кусается» и ловит участников. Тот кого поймали, становиться «псом».

«Я знаю пять имен»

Первый игрок отбивает от земли мяч рукой, произнося при этом: «Я знаю пять имен девочек: Катя, Таня, Света, Оля, Юля…» Говорить надо быстро и ритмич­но, на каждое слово должен приходиться удар рукой по мячу. Если игрок не сбил­­­­­ся, он продолжает: «Я знаю пять имен мальчиков: Ваня, Коля, Петя, Саша, Миша…» Дальше можно таким же образом продол­жать называть по пять штук всего, что приходит в голову: названия городов, рек, животных, деревьев, птиц, марок машин (некоторые определяют последовательность за­ранее, кто-то создает ее на ходу). Если игрок теряет мяч, ошибается или слиш­ком долго придумывает вариант, то мяч передается второму игроку, и тот на­чинает сначала: «Я знаю пять имен девочек…» Повторять одни и те же имена и назва­ния неинте­ресно! Когда мяч, сделав круг, возвращается к первому игроку, он на­­­­­чинает с той темы, на которой сбился. Играть в «Я знаю…» можно не толь­­­­ко компа­нией, но и вдвоем и даже одному.

Грязевая кухня

Но, чур, не ругать ребенка за чумазый внешний вид. Отнеситесь к этому с юмором. Что на обед? Суши, паста или холодник? Позвольте вашим маленьким кулинарам выбрать из меню и приготовить блюда понарошку. Грязевая кухня – великолепная игра, которая развивает воображение. Дети могут готовить «кушанья» из грязи и песка, листьев, цветов, камешков. Кстати, в последнее время эта забава обрела второе дыхание, снова став популярной, – лента Инстаграма пестрит детскими шедеврами.

Помогите малышу собрать нужные «продукты» для готовки: налейте в ведро воды и создайте источник грязи (выкопайте ямку на участке и залейте ее водой). Соберите соцветия растений, листья, шишки – все то, что пригодится в качестве украшения для блюд.

Такие игры полезны не только родителям (можно заняться дачными делами или шашлыком), но и детям: во-первых, укрепляется иммунитет, во-вторых, развивается мелкая моторика рук, не говоря уже о фантазии.

«Двенадцать палочек»

Одна из разновидностей пряток, но с инте­ресным усложнением. Перед нача­лом игры участники выбирают водящего и сооружают специальную кон­струк­цию: на камень, кирпич или другой предмет подходящего размера укладывают доску так, чтобы один ее конец лежал на земле, а второй был поднят вверх. На нижний конец доски кладут двенадцать небольших палочек (можно исполь­зовать карандаши или хво­рост), а затем, воспользовавшись доской как рыча­гом, один из участников их разбрасывает. Пока водящий собирает палочки, игроки прячутся. Дальше, как и в стандарт­ных прятках, он отправляется искать спрятав­шихся и, если нашел, стукалит, то есть бежит на базу Или, как раньше называли место водящего, на «кон» или «сало». и кричит что-то вроде «Туки-туки за Петю!». Суть усложнения в том, что здесь во время пои­сков нужно не забывать сторожить конструкцию из палок: обнаруженный игрок может добежать до доски раньше водящего и все разрушить (при этом он должен закричать: «Разбил!»). То же самое может сделать любой другой игрок, если заметит из укрытия, что базу никто не охраняет. Если палочки рассыпа­ны, то водящий должен бросить поиски и вновь установить конструкцию, а тот, кто разбросал палочки, и остальные игроки в это время перепряты­вают­ся. Избавиться от роли водящего в такой игре достаточно сложно.

Рисование отпечатками

Рисовать можно почти всем, что способно оставить отпечаток – природными материалами (листья, цветы, шишки), тканью разной текстуры, нитками, ладошками, ногами. При таком виде деятельности у детей развивается воображение, координация движения и творческое мышление. Рисунки получаются очень яркими и необычными.

На чем рисуем: кусок ненужных обоев, ватман, старая белая простыня (кстати, простыня для шатра сгодится!).

Чем рисуем: акварельные краски, гуашь.

Какие природные материалы понадобятся: всё, что найдете – листья, цветы, плоды фруктов, шишки и прочее.

К примеру, пусть ребенок попробует нанести на лист дерева краску и отпечатать ее на белой бумаге. Разная фактура оставляет разные отпечатки. Если использовать в качестве холста кусок обоев, можно рисовать хоть весь день.

Создавать шедевры можно даже мыльными пузырями. В баночку с водой влейте специальный раствор для пузырей (можно сделать из средства для мытья посуды) и краску. С помощью соломинки «набулькать» пену. Пузырьки прислонить к ватману. Когда станут проявляться первые узоры, поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

«Колечко»

Эта игра очень старая, она известна под названием «Золото хоронить» как ми­нимум с начала XIX века, но, скорее всего, существовала намного раньше. Игра «Золото хоронить» входила в круг святочных развлечений молодежи, в первую очередь девушек: песенка, которой сопровождалось действо, была наполнена брачными образами (терем, калина-малина, русая коса, попадание кольца к мо­лодому дворянину) Текст песни был, например, такой: «Уж я зо­лото / Хороню, хороню, / Чисто сере­б­ро / Я схо­раниваю. / Я у батюшки в терему, в те­ре­му, / Я у матушки в высоком, в высо­ком. / Пал, пал перстень / В калину-малину, / Чер­ную смородину; / Очутился перстень / Да у дво­рянина, / Да у молодова / На правой на ручке, / На правом мизинце. / Гадай, гадай, девица, / В коей руке былица, / Через поле идучи, / Русу косу плетучи, / Шелком припле­таючи, / Златом превиваючи, / Девушка гада­ла, да не отгадала. / Вы подруженьки, вы мои, вы мои, / Вы скажите, не утайте, / Мое золото отдайте: / Меня мать будет бить / По три утра, по четыре, / По три прута золотые, / Четвер­тыим жемчужныим. / Девицы гадали, да не отгадали; / Господа дворяне, отгадайте сами» (А. В. Балов. «Русский хоровод». Хоро­вод­ные игры в Ярославской губернии / Северный вестник. СПб., 1889. № 6). и могла исполняться во время гадания. К кон­цу XX века игра утратила длинную песню, связь со Святками и магический смысл, остались только действие и название игрового предмета — кольцо. Хотя и коль­цо не обязательно: в «Колечко» можно играть с любым маленьким пред­ме­том — монеткой, пуговицей, скрепкой и т. п. Участники садятся в ряд, скла­ды­вают ладони, как створки раковины, и держат их перед собой. Водящий, у ко­торого в сложенных таким же образом руках находится «колечко», подхо­дит к каждому по очереди и опускает свои руки в руки игрока. Одному из иг­роков он подкладывает в руки «колечко», стараясь сделать это незаметно. Тот, кому досталось «колечко», тоже старается не выдать себя. Остальные, в свою оче­редь, внимательно смотрят, подмечая, кто ведет себя необычно и подозри­тель­но. После того как все игроки обойдены, водящий отходит в сторону и го­ворит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» Игрок с «колечком» быстро вскаки­вает и бежит к нему. Другие игроки, особенно если заранее поняли, у кого «колеч­­ко», стараются схватить его и удержать на месте. Если игроку с «коль­цом» удается убежать, то он водит в следующем коне, если нет — водящим остается прежний игрок.

На детской площадке. 1981 год© Виталий Карпов / РИА «Новости»

Как решиться переехать на дачу с детьми

Переезд на дачу с детьми — дело, безусловно, ответственное: ребёнку необходимы хорошие бытовые условия круглый год, а малышам нужен ещё и постоянный присмотр матери или других родственников. Но все проблемы решаемы, если подойти к ним правильно:

  • заранее позаботьтесь о наличии в доме хотя бы минимальных удобств: электричества и водоснабжения. Если выбираете коттедж или домик в аренду — уточните у хозяев, есть ли в доме необходимые коммуникации: обязательно должны быть электроснабжение и доступный источник воды, например, находящийся неподалёку общий колодец или скважина на участке;
  • продумайте, как дети и вы будете соблюдать гигиену — делайте выбор в пользу участка с баней или домика с душевой кабинкой;
  • интернет и телевидение сейчас не проблема даже вдали от крупных городов: можно воспользоваться услугами беспроводного интернета от любого оператора сотовой связи, а для телевидения купить приставку или спутниковую тарелку;
  • узнайте, как в садовом товариществе обстоят дела с медициной: ближайшая поликлиника или больница должны находиться максимально близко, в 10-20 минутах езды на автомобиле.

Не переживайте за вашего ребёнка, когда он гуляет без вашего присмотра. Всегда знайте, где он находится, каким маршрутом следует и что происходит вокруг с помощью приложения «Где мои дети». Пусть загородная жизнь приносит только радость!

Реальный опыт многодетной мамы

Все ещё сомневаетесь, справитесь ли вы с детьми в дали от цивилизации? Наша сегодняшняя героиня Яна Костина – мама троих детей, писатель, бизнесвуман, автор блога о психологии и развитии – поделилась своим опытом и дала рекоментации родителям:

«Поделюсь своим многолетним опытом пребывания летом на даче с детьми. Отправляясь первый раз с ещё маленькой дочкой (3,5 года) и сыном (11 лет), я и не предполагала, сколько интересных открытий мне предстоит, сколько полезного мне даст дача в плане воспитания и развития детей.

Переезд на дачу на летние месяцы сильно меняет многие аспекты жизни и мамы, и ребёнка. Особенно, если речь идёт об отдыхе не на даче со всеми удобствами, а о среднестатистическом участке, к которым относится моя дача – где нет посудомоечной и стиральной машин и неограниченного количества горячей воды. Провести всё лето в таких условиях – то ещё испытание…

Первое, что нужно понять: не нужно сильно напрягаться в придумывании различных игр и занятий, везти кучу развивающих игрушек из дома для детей. Я поняла, что достаточно просто довериться воображению ребёнка, поддержать его в фантазиях, правда, позаботившись о безопасности.

На даче столько новых и необычных предметов! Да любая палка превращается то в коня, то в «копалку», то в волшебную палочку. А ещё дача, как правило, склад старых вещей. Ах, какое это удовольствие разбирать с ребёнком предметы из своего детства. Столько историй можно рассказать, столько интересных вопросов услышать!

Игры с ребёнком можно организовать практически из любого действия на даче. И даже мытьё посуды превратить в увлекательное совместное занятие. Моя маленькая дочка с радостью помогала мне, поливая воду из кувшинчика, изображая кран с водой. Включался этот «кран» словами: «водичка лейся». А потом была игра «натирание посуды полотенцем», чтобы добрые чашки и тарелки любезно согласились в следующий раз разложить в себя вкусную еду.

В общем, я быстро поняла, что привлекать детей к хозяйственным делам можно и нужно, если представить всё в формате увлекательной игры. И, конечно, надо быть готовым ответить на 1500 вопросов «почему?». Удовлетворяя потребность ребёнка в изучении мира, мы формируем познавательные способности.

Но маме необходимо и «своё» время для отдыха и, возможно, для работы. Занять ребёнка на несколько часов помогут маленький надувной бассейн во дворе, горка или качели. Ещё мне повезло с разницей в возрасте моих детей. Старший сын с полной ответственностью мог приглядывать за младшей сестрой пару-тройку часов.

Езжайте на дачу смело и с удовольствием! Небольшие бытовые неудобства с лихвой компенсируются свежим воздухом и большими возможностями для воспитания и развития ребенка. А воспоминания о летнем отдыхе останутся на всю жизнь!»

Если вы всё же хотите позаботиться о более разнообразном и необычном досуге ребёнка, мы собрали для вас самые интересные игры и развлечения, а также несколько советов об обустройстве дачного пространства.

«Водяной»

Разновидность жмурок, которая подходит для ограниченных дворовых поме­щений — очерченной площадки, участка перед домом с забором. Игроки вы­бирают водящего — водяного. Он садится на корточки, завязывает глаза и пря­чет лицо в коленях, остальные кладут ему на голову руки и ходят вокруг со сло­вами: «Водяной-водяной, что сидишь ты под водой? Выйди на минуточку, на од­ну секундочку!» Дочитав стишок, все рассыпаются в разные стороны, а водящий встает и кричит: «Стоп!» Игроки замирают на том месте, где их за­стигла команда, и не должны сходить с него. Стараясь увернуться от рук водя­щего, они могут приседать, наклоняться в разные стороны, вставать на одну ногу. Схватив игрока, водящий должен наощупь узнать его и назвать по имени. Пойманный игрок водит в следующем коне. Водяной с закрытыми глазами ищет игроков, ориентируясь на звуки, поэтому игроки стараются стоять как можно тише, не пыхтеть и не смеяться (что до­вольно сложно!).

Водная стена

При помощи всевозможных ёмкостей и шлангов сооружается стена, по которой можно будет пустить воду, чтобы она проходила через все препятствия.


Playing by the book


Share & Remember

Вышибалы

Вышибалы — одна из самых популярных школьных игр, в нее даже иногда играют на уроках физкультуры. Двое водящих становятся на противоположных краях площадки и перебрасываются мячом (лучше, чтобы мяч был не очень тя­же­лым), стараясь попасть в игроков, свободно перемещаю­щихся между ними. Если водящему удается выбить игрока, тот выбывает из игры. Последний оставшийся на поле игрок должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет плюс один. Если удалось — вся команда возвращается обратно на пло­щад­ку. Если в него попали — игрок меняется с тем водящим, кто его выбил. По дру­­­гим правилам выбитый игрок не уходит с поля, а сразу меняется с тем, кто совершил удачный бросок. Также у игры есть ряд интересных подроб­но­стей и усложнений (фигур или картинок). Например, «свечка»: если игроку удалось пой­мать мяч с лета, он получает дополнительную жизнь и при выби­вании имеет право остаться на поле; «свечку» можно передать другому и вер­нуть таким образом на поле члена команды. Также водящие, делая бросок, могут давать игрокам задание: «бомба» — и все садятся на корточки и пере­дви­гаются сидя, «стенка» — выстраиваются в ряд, «ручеек» — встают друг за дру­гом, расставив ноги, а мяч прокатывается между ног игроков, и др.

Семья на даче летом: за и против

Плюсов у дачного отдыха всей семьей — много. Есть, безусловно, и минусы, но большинство из них несложно устранить.

Итак, о плюсах лета на даче всей семьей:

  • экология лучше, чем в городе: чистый воздух и, возможно, лес или озеро поблизости;
  • больше пространства, чем в квартире: можно не озадачиваться с парковкой и прогулками даже с совсем маленькими детьми — достаточно следить, чтобы малыш не уходил за пределы участка;
  • здоровая физическая нагрузка для детей и родителей: уборка на участке, уход за цветами, деревьями или другими растениями;
  • экономия: летний отдых на даче будет значительно дешевле, чем поездка на курорт, или даже пребывание в городской квартире — не придётся оплачивать дорогостоящие туры, а коммунальные услуги обойдутся в более скромную сумму по сравнению с городом;
  • возможность использовать участок у дома по своему усмотрению: например, как сад с исключительно декоративными растениями, как огород с полезными овощами, или как большую спортивную площадку;
  • жизнь — хотя бы на три месяца — без близких соседей и опасений им чем-либо помешать;
  • разнообразный отдых: можно устраивать пикники в кругу семьи, играть в подвижные или спокойные игры, загорать прямо на участке;
  • во время эпидемии безопаснее находиться в частном загородном доме, чем в городской квартире — концентрация людей в дачных товариществах меньше, следовательно, и вероятность заразиться — ниже.

Недостатки отдыха на даче летом:

  • возможные сложности с удобствами: электричество сейчас есть практически везде, но горячая вода, туалет в помещении, интернет и телевидение бывают не на каждой даче;
  • удалённость от города и, соответственно, от места работы;
  • отсутствие медицинских учреждений поблизости, если дачный посёлок недостаточно крупный;
  • дошкольники и младшие школьники, если их занимать интересными делами, отдыхают на даче с удовольствием, а вот подросткам может стать скучно, если по соседству не найдутся их ровесники.

И ещё одна сложность, актуальная при закрытых границах: если своей дачи у вас нет, и вы планируете её снимать — придётся постараться, чтобы найти подходящий участок. Согласно данным Авито, спрос на аренду дачных домиков взлетел на целых 90% по сравнению с прошлым годом.

Путаница

Водящий отходит в сторону и отворачива­ется. Участники встают в круг лицом друг к другу, берутся за руки и начинают запутываться: кто-то пролезает под чу­­жими руками, кто-то перешагивает через руки соседа, кто-то оборачи­вается вокруг себя — все это нужно делать не расцепляясь. После того как игроки решат, что достаточно запутались — обычно при этом они уже стоят плотно друг к другу, переплетясь руками и ногами, — зовут водящего, который должен их распутать. Распутать нужно так, чтобы узел превратился обратно в круг, при этом расцеплять руки играющих нельзя. Смысл игры скорее в инте­ресе, чем в победе водящего или «путаников», поэтому рекомендуется давать водя­щему подсказки. В некоторых вариан­тах, если цепь из игроков при распу­ты­вании рвется, они разбегаются и водящий их ловит, как в догонялках.

Дети на школьной площадке. Англия, XX век© Hulton-Deutsch Collection / Corbis / Getty Images

Игры с подручными материалами

Треножка-треручка

Эстафеты — идеальные конкурсы для игр в больших компаниях, чтобы задействовать всех. Разнообразить их можно, сделав из двух игроков одну неразрывную команду, крепко связав их между собой за ноги или за руки веревкой.

Связывать нужно так, чтобы правая нога (рука) одного игрока была прикреплена к левой ноге (руке) второго. А дальше нужно будет выполнять задания только с тремя общими конечностями.

Каждая пара должна вытащить, как фант, записку с заданием, которое будет выполнять тремя конечностями: натянуть тент, собрать дрова, расставить посуду, сделать бутерброды, развести костер, нанизать шашлыки на шампур и т. д. Можно разнообразить жеребьевку, и игроки будут вытаскивать не только задание, но способ связывания.

Коварная ноша

Эту игру легко организовать в полевых условиях, используя подручный реквизит. Задача — наперегонки доставить еду через преграды к финишу и не растерять ее по дороге. Но доставлять нужно необычным способом — на носках обуви.

Для этого пропустите через пластиковые стаканчики резинку или веревку и примотайте их к носкам обуви игроков. Потом до краев насыпьте в стаканчики сухарики, попкорн, конфеты и объявите старт. Кто придет быстрее всех к финишу, к тому же потеряет меньше всех провизии, тот и победил. Несмотря на кажущуюся простоту, такой способ доставки очень сложный.

«Бабкины панталоны»

Участники садятся в ряд. Водящий рассказывает, сочиняя на ходу, исто­рию, например такую: «Встал я сегодня утром рано, глянул в окошко, а на не­бе…» — в ключевой момент он замолкает, давая слово одному из игроков по­очередно. Игроки должны всякий раз произносить одно и то же — «бабкины панталоны»:

— Я умылся, оделся в… —…бабкины панталоны. — И пошел гулять. Пришел я в лес, а там на дереве… — …бабкины панталоны.

И так далее. В другом варианте водящий не рассказывает, а задает игрокам по­очередно вопросы:

— Что у тебя в порт­феле? — Бабкины панталоны.

При этом ни один из игроков не должен смеяться — это достаточно сложно. Тот, кто рассмеялся, сменяет водящего и ведет рассказ дальше.

Должны ли взрослые помогать детям играть

А это смотря какие дети. Десятилетним и более старшим детям помощь взрослых в этом деле не нужна, она будет им только мешать. В этом возрасте детвора и сама прекрасно справится и с играми, и с их правилами, сама же выстроит отношения с соперниками и партнерами по играм.

Другое дело – 5-8-летние малыши. Тут участие взрослых обязательно пригодится. В частности, в этом случае взрослые помогут:

  • собрать детей для игры;
  • распределить их по командам;
  • разъяснить правила;
  • быть в игре судьями;
  • наблюдать за процессом игры в целях соблюдения детьми правил безопасности.

Ну а теперь – подробнее о самих играх. Их за все века придумано неисчислимое множество, поэтому обо всех подвижных детских забавах в одной статье рассказать невозможно. Расскажем лишь о некоторых, самых увлекательных и полезных летних детских подвижных играх.

Казаки-разбойники

Эта игра известна как минимум с середины XIX века. У нее были разные назва­ния («Казаки и башкиры», «Русские и чеченцы» и т. п.), но суть игры и в XIX, и в XX веке сводилась примерно к одному и тому же: участники делятся на две команды, одна из которых прячется, а вторая — ищет и атакует спрятавшихся. В самом известном варианте казаки-разбойники похожи на командные прятки: ищущая команда (казаки) отсчитывает время, в то время как другая (разбойни­ки) придумывает секретный пароль и убегает, оставляя по пути следы — нари­сованные мелом на асфальте стрелки, указывающие направление своего движе­ния. Убегающие стараются запутать соперников: рисуют стрелки очень блед­ными, в незаметных местах; на перекрестках чертят крестик с четырьмя стрел­ками, чтобы преследователи не знали, куда повернуть. Разбойни­ки прячутся 10–15 минут, казаки за это время определяют темницу — место, где они будут пытать другую команду, чтобы узнать пароль (о способах пытки стоит дого­во­риться заранее: гуман­нее всего щекотать или заставлять приседать). Если каза­ки узнают пароль — они выиграли. По некоторым пра­вилам пойманных раз­бойников можно освободить: участники одной коман­ды нападают на казака-стражника и держат его, пленники разбегаются (стражник может кричать и звать на помощь). Известен и такой вариант игры: слово-пароль загадывается по количеству разбойников (например, 7 игроков — 7 букв), каждому раз­дается по букве. Разбойник в темнице обязан сообщить казакам свою букву, и восста­навливать пароль становится проще и интереснее.

Почему детям нужно больше играть

Ответ на этот вопрос прост. Игра имеет для детей особый смысл, с ее помощью они приобретают множество необходимых навыков:

  • учатся быть частью коллектива или команды;
  • формируют в себе лидерские качества;
  • общаются и находят компромисс;
  • учатся переживать неудачи (ведь в каждой игре есть победитель и побежденный);
  • воспитывают в себе силу воли, смекалку;
  • оттачивают ловкость и силу, приобретают выносливость. Подвижные игры очень хороши для детского здоровья.

Да и вообще это известный факт: дети постигают жизнь во всех ее смыслах и проявлениях именно с помощью игр. Кто-то скажет, что и всяческие компьютерные «стрелялки» и «танчики» тоже игры. Так-то оно так, да только они (и это тоже общеизвестный факт) по разным причинам приносят гораздо больше вреда ребенку, чем пользы. В отличие от тех же старых и добрых подвижных игр.

Поэтому дети должны как можно больше играть и двигаться. Это – золотое житейское правило.

«Олимпиада»

В резиночку можно прыгать, а можно играть с ней в «Олимпиаду». Двое дер­жат резиночку с разных сторон и запутывают ее, перекрещивая руки, наступая ногами и приговаривая: «О-лим-пи-а-да, съешь три я-да, фи-ниш, старт!» В результате получается конструкция, напоминающая лазерную сигнализацию. Остальные участники должны по очереди пролезть сквозь самые крупные отверстия, не коснувшись резинок. Тот, кто коснется, сменяет любого из игро­ков, держащих и путающих резинки.

Группа детского сада на прогулке. Приморский край, 1979 год© Борис Кавашкин / РИА «Новости»

Пенная вечеринка

Для такого праздника понадобится детская пена «без слёз» или крем для бритья.


One Charming Party


Life Made Lovely

Бояре

В этой игре совместились две старинные забавы: от игры «Бояре» с сельских и ку­печеских молодежных вечеринок появилась песня, а от мальчишеской «Цепи кованые» (другое название — «Кандалы») — действие. И дети, и взрос­лые участвуют в игре с огромным удовольствием, в первую очередь из-за смеш­­ного текста (в традиционных «Боярах» он менее забавный — Бояре! да вы по что пришли? / Молодые, да вы по что пришли? — Княгини! да мы невест смотреть! / Моло­дые, да мы невест смотреть! — Бояре! покажите жениха, / Молодые, пока­жите жениха. — Княгини! во се наш женишок! / Молодые, во се наш женишок. — Бояре! покажите кафтан, / Молодые, пока­жи­те кафтан. — Княгини! во се наш кафтан! / Молодые, во се наш кафтан. — Бояре! покажите кушак! / Молодые, пока­­жите кушак! — Княгини! во се наш кушак! / Молодые, во се наш кушак. — Бояре! покажите сапоги, / Молодые, пока­жите сапоги. — Княгини! во се наш сапожок, / Молодые, во се наш сапожок. — Бояре! позодроваться! / Молодые, со всем поездом! ( Е. А. Авдеева. Записки и замеча­ния о Сибири: с приложением старинных рус­ских песен. М., 1837).). Уча­стники игры делятся на две равные команды, которые встают двумя шеренгами друг напротив друга, игроки берутся за руки. Команды начинают петь вопросно-ответную песню (хором, по очереди) и попеременно делают несколь­ко ша­гов навстречу противникам, потом столько же — в обратную сторону. На во­про­се навстречу идет одна команда, на ответе — вторая. Первая команда начинает:

— Бояре, а мы к вам пришли! (Идут вперед.) Молодые, а мы к вам пришли! (Идут назад.) — Бояре, а зачем пришли? (Идут вперед.) Молодые, а зачем пришли? (Идут назад.) — Бояре, нам невеста нужна! Молодые, нам невеста нужна! — Бояре, а какая вам нужна? Молодые, а какая вам нужна? — Бояре, нам вот эта нужна! (Показывают на одного из игроков чужой команды, заранее договариваются, какого именно; пол не имеет значения.) Молодые, нам вот эта нужна! — Бояре, она дурочка у нас! Молодые, она дурочка у нас! — Бояре, а мы пряничка дадим! Молодые, а мы пряничка дадим! — Бояре, у ней зубки болят! Молодые, у ней зубки болят! — Бояре, а мы к доктору сведем! Молодые, а мы к доктору сведем! — Бояре, она доктора прибьет! Молодые, она доктора прибьет! — Бояре, а мы плеточкой ее! Молодые, а мы плеточкой ее! — Бояре, она плеточки боится! Молодые, она плеточки боится! — Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

После этих слов выбранный игрок разбегается и старается прорвать сцеплен­ные руки противников. Если ему это удается, он может забрать в свою команду одного из чужаков, если нет — сам присоединяется к другой команде («выхо­дит замуж»). Та команда, в которой остался один игрок, проиграла.

Как организовать быт на дачном участке для семьи с детьми

Отправляясь на дачу вместе с детьми на довольно продолжительное время, постарайтесь сразу взять с собой всё нужное, чтобы потом не пришлось возвращаться за забытыми, но такими нужными вещами. Главное, что необходимо продумать перед поездкой: что именно вам понадобится для решения бытовых и рабочих вопросов, и для создания условий, в которых ребёнку будет комфортно.

Список самых нужных вещей для жизни на даче:

Для детей

Игрушки, канцелярские принадлежности, настольные игры, телефон или планшет, мяч.

Для здоровья

Средства для экстренной помощи: дезинфицирующие, жаропонижающие, при ожогах, от аллергии, бинт, градусник.

Для быта

Переносная электроплита, тепловентилятор на случай холодных ночей, фонарь, свечи, фильтр для воды, средства против насекомых, постельное бельё, полотенца, электрочайник, утюг.

Продукты (если рядом нет продуктового магазина)

Мясные, рыбные, овощные консервы, специи по вкусу, чай, сахар, крупы, сладости с долгим сроком хранения.

Одежда и обувь

Лёгкая одежда и тёплые вещи для прохладных вечеров, купальники, плавки, головные уборы, открытая и закрытая обувь.

Для гигиены

Мыло, зубная паста, шампунь, солнцезащитная косметика, стиральный порошок, влажные салфетки, туалетная бумага.

Обустройство быта

Подробнее о том, как устроить быт на даче:

  • убедитесь, что в коттедже или доме есть важные для жизни, но сложные для транспортировки, вещи: холодильник, кровати, столы, другая необходимая мебель;
  • если в доме есть электричество — достаточно взять с собой запас свечей и удлинители, если дом с электроснабжением найти не удалось, и вы готовы потратиться — используйте автономные источники электричества: солнечные батареи (от 4000 рублей) или ветрогенератор (от 8000 рублей);
  • для быстрой готовки хорошо подойдут мультиварка или маленькая микроволновка. Если хотите сэкономить на электричестве — готовьте на газовой плите. Даже если газа на даче нет, одного заправленного баллона всё равно хватит на целое лето;
  • горячая вода на природе обычно появляется сама собой, нагреваясь на солнце — достаточно налить холодную воду в большую емкость. На случай дождливых дней запаситесь компактным водонагревателем.

Работа

Если ваши дети старше трёх лет, и мама уже вышла из декрета — постарайтесь заранее урегулировать рабочие вопросы, чтобы кто-то из взрослых всегда оставался с детьми, и была возможность добраться до работы без проблем. Решить рабочие вопросы можно несколькими способами:

  1. Возможно, взрослым членам семьи удастся взять отпуск по очереди.
  2. Арендуя дачу, обратите внимание на её транспортную доступность — хорошо, если рядом находится железнодорожная станция, чтобы взрослые члены семьи могли добираться на работу без пробок. Отправляясь на работу на электричке, выбирайте поезда, отходящие от вашей станции или от максимально близкой к ней, иначе есть риск простоять всю поездку.
  3. Можно попробовать договориться с начальством об удалённой работе. Если специальность не позволяет работать удалённо — возможно, удастся смягчить рабочий график, освободив больше времени на семью.

Дети

Собирать детские вещи имеет смысл отдельно от взрослых — обычно ребёнку на природе требуется больше для комфорта и развлечений, чем его родителям. Обязательно выясните у сына или дочери, какие вещи они хотят взять на дачу, чтобы потом не пришлось возвращаться за любимым медведем или куклой.

Если вы планируете жить на даче с малышом младше трёх лет — не забудьте самые важные вещи:

  • коляску;
  • бутылочки для кормления и воды;
  • любимые погремушки;
  • гигиенические средства, предназначенные специально для малышей;
  • горшок;
  • радионяню;
  • запас лёгких и тёплых пеленок и одежды; детское одеяльце; закрытую обувь, если малыш уже ходит;
  • подгузники.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]