Фантазия детей действительно не имеет границ, а потому игры и конкурсы на природе для них должны быть особенными. Любой взрослый может позавидовать их выдумкам. Дети могут придумать игру из ничего, только вот она не обязательно будет безопасной. Чтобы избежать этого, стоит заранее подготовиться и подобрать несколько интересных развлечений, которые придутся по душе вашему ребёнку и будут безопасными.
«Шустрый воришка»
Для игры понадобятся: мяч, верёвка, 15-20 мелких предметов (монетки, камешки, ракушки, маленькие детские игрушки, конфеты, орехи…).
Верёвку привязывают к ветке дерева так, чтобы она ровно свисала вниз. К верёвке снизу привязывают мяч. Это необходимо сделать так, чтобы между мячом и землёй оставалось не больше 2 сантиметров. Под мячом на земле произвольно расставляются все мелкие предметы. На этом подготовительный этап окончен.
Далее к мячу подходит один из игроков, берёт его в руки, отходит на 2-3 шага назад, подымает высоко над головой и со всей силы толкает вперёд. Пока мяч будет раскачиваться, нужно максимально быстро собрать все богатства, разложенные на земле. И, конечно же, при этом мяч не должен коснуться игрока. После чего подсчитывается общее количество собранных вещичек. Далее предметы возвращаются на свои места и эту процедуру проходят все игроки. По количеству собранных предметов определяется победитель.
Важно: если мяч во время кражи всё же касается игрока, то весь его результат обнуляется.
«Закрути верёвочку»
Для конкурса понадобится не совсем обычный набор: мяч, верёвка, сетка. Мяч кладём в сетку, к сетке привязываем верёвку, а верёвку обвязываем вокруг дерева. Далее детей объединяем в две команды, каждую из которых размещаем по разным сторонам этого дерева.
Суть игры в том, чтобы сильно пиная по мячу, обмотать верёвку вокруг дерева. Каждая команда по очереди наносит удары: первая – в направлении часовой стрелки, вторая – против часовой стрелки. Логично, что чем сильнее удары, тем больше оборотов получается.
Никаких ограничений по количеству ударов нет, а, значит, игра продолжается до тех пор, пока какая-нибудь из команд не намотает всю верёвку на дерево таким вот способом.
Алтимат
Ernest McGray, Jr./Flickr.com
Это командный вид спорта с летающим диском — фрисби. Впервые соревнования по алтимату состоялись в 1968 году и с тех пор проводятся регулярно. В Россию алтимат завезли канадские школьники, приехавшие в 1989 году по обмену в Санкт-Петербург. Сейчас у алтимата своё сообщество и тысячи поклонников, во многих городах есть свои команды.
Цель игры: зарабатывать очки, пасуя диск игрокам своей команды. Количество игроков: две команды по 5–7 человек. Размер игровой площадки: 100 × 37 м (центральная часть 64 × 37 м плюс две 18-метровые голевые зоны по краям). Оборудование: фрисби.
Правила игры
Игроки выстраиваются вдоль своих зон. Диск в игру вводит команда, выигравшая жеребьёвку. Соперники должны либо перехватить фрисби в воздухе, либо дождаться, пока он коснётся земли.
Игрок, в руках которого диск, не может с ним бегать. Сделать пас можно в течение 10 секунд, при этом нельзя отрывать опорную ногу от земли. Задача соперников — помешать точному пасу и перехватить фрисби. В алтимате нет судей: всё строится на взаимном уважении игроков. Поэтому при отборе нельзя касаться владеющего диском.
Чтобы заработать очко, нужно передать диск своему игроку, находящемуся в голевой зоне соперника.
Тонкости игры в алтимат показаны в следующем сюжете.
Алтимат — очень динамичная игра, в которой нет возрастных и гендерных ограничений. Идеально подходит для отдыха на природе большой шумной компанией. Всё, что вам потребуется, — это фрисби и метки для обозначения границ игровой и голевых зон. Если места немного, то размер площадки можно уменьшить.
«Горячий уголёк»
Для этой игры понадобится мяч. Он может быть любым. Количество участников – не меньше четырёх. Но чем больше людей вовлечено, тем лучше.
Все становятся в круг. Одного из них назначают водящим и ставят в круг, завязав глаза. Он должен будет давать команды остальным. Начинает он с того, что объявляет: «Из костра держи картошку, береги свои ладошки». После этого остальные игроки быстро кидают спортивный снаряд друг дружке по кругу, будто схватили действительно горячую картошку. И когда водящий неожиданно говорит: «Стоп!», тот, у кого в руках остался мяч «обжёгся», то есть проиграл и выходит из игры. И так пока не останется один самый стойкий. Победитель становится водящим.
Наши любимые игры на природе с сыном-дошкольником
С сыном мы часто гуляем вдвоем, и каждый раз приходится думать, а чем заняться с ним во дворе, во что поиграть. Я решила составить список занятий для прогулки.
- Разные дворовые качели, «лазилки», горки. Их мы обходим, то есть посещаем, в первую очередь, благо, сейчас большинство дворов хорошо оборудованы.
- Песочница. Одинаково увлекает как годовасиков, так и ребят 7-8 лет. Можно лепить куличики формочками, строить замки и автомобильные трассы (хорошо бы взять с собой машинки). Особый восторг вызывает у детей, если я беру с собой 5-тилитровую бутылку с водой, тут степень радости прямо пропорциональна степени чумазистости детеныша. Воду лучше набирать теплую, ну и выносить во двор в жаркую погоду.
- Если ребят набирается 2 и больше, можно поиграть в небольшие игры. Нам нравятся ляпки, море волнуется, съедобное-несъедобное.
У медведя во бору
Выбирается медведь, который «засыпает». Метрах в 10-30 (зависит от возраста участников) находится «домик» для остальных. Пока медведь спит, начинаем идти в его сторону, делая движения, как будто собираем ягоды и произносим слова: «У медведя во бору, грибы-ягоды беру, а медведь не спит, он на нас рычит». После чего медведь «просыпается» и бежит за игроками, а те должны убежать в «домик». Кого поймали, тот становится медведем.
Сова
Выбирается сова, которая спит в гнезде. При слове «день» остальные игроки-птички летают и веселятся. Когда ведущий говорит «ночь», все игроки замирают, и тут вылетает сова. Она должна найти пошевелившегося человечка, тогда тот становится совой.
- Велосипед, самокат, ролики. У нас есть машина на аккумуляторе, катаемся на ней, но только с папой, для меня она тяжеловата. Велосипед мы недавно подарили на день рождения.
- Игры с мячиком. Можно просто попинать, побросать в цель или разбивать кучки камушков.
- Цветные мелки. Рисуем на асфальте всё, на что хватает фантазии.
- Ролевые игры. Несколько ребят играют во дворе в семью, особенно, если девочки захватили кукол и коляски. Мой сын («папа») обычно уезжает на работу.
- Можно запускать бумажного змея, но я пока не овладела этим искусством. Поэтому все это проделывается только с папой.
- Мыльные пузыри. Как правило, на пузыри желающие находятся сразу. Пускаем до победного, то есть, пока есть раствор в бутылочке.
- Ловить насекомых. Можно сачком, а можно и руками, например, кузнечиков. Детей сильно увлекает. Но очень важно потом этих насекомых выпустить на волю!
При выезде на природу подходят почти все варианты развлечений из перечисленных, за исключением разве что горок-качелей и мелков на асфальте.
«Свиньи не танцуют»
Эту игру можно назвать развлекательно-интеллектуальной. Для неё также понадобится мяч и хороший словарный запас.
Все участники становятся в круг и передают друг другу мяч. Делать это можно как по кругу, так и в произвольном порядке. Сложность заключается в том, что первый игрок должен назвать любое имя существительное, второй – имя прилагательное, которое бы подходило по смыслу первому слову, а третий – глагол, чтобы тоже логично вписывал в предложение. Если, к примеру, в конце получится фраза «Свинья большая танцует», то тот игрок, кто назвал слово «танцует» выбывает, потому что такого не бывает. Важно произносить слова быстро – на ответ даётся максимум 3 секунды. Пока участник думает, другие считают вслух. Побеждает самый находчивый.
Наличие конкурсов на турбазе повысит ваше настроение
Если вы решили отдохнуть, отметить свой день рождения или любой другой праздник на турбазе, то на этот случай вам тоже окажутся полезными многие конкурсы. Ведь при отсутствии игр можно заскучать, и чтобы такого не произошло, предлагаем следующие варианты.
«Рифма»
Несколько человек одновременно могут быть задействованы в этом веселом конкурсе. Участники садятся в круг, перед ними, в центре, кладется любой приз. Весь конкурс проходит в стихах. Ведущий начинает:
- Если слышишь цифру три, то скорее приз бери.
Потом ведущий произносит зарифмованные фразы, одну за другой, где логическим завершением должно оказаться слово три. Участники, которые ожидают услышать заветное слово, уже начинают тянуться к подарку, но концовка оказывается неожиданной.
- Свет включили фонари – их по счету ровно восемь.
- Ждали мы ее внутри, может час, а даже пять.
И много подобных фраз может говорить ведущий, но слово три должно быть там, где его никто не ожидает услышать, например:
- Я по случаю большому написал тебе три слова.
В этой фразе участники могут даже не услышать нужное слово, и ждать дальше, и кто первый поймет, что оно все-таки прозвучало, тот и получит приз. Победителем станет самый внимательный из участников.
Если вдруг на отдыхе есть дети, то их тоже можно вовлечь в конкурс, даже в качестве реквизита.
«Свой груз не тянет»
Сколько детей находится на отдыхе, столько и будет команд в данном конкурсе. Каждый из игроков должен посадить к себе на плечи по одному ребенку. Рядом с каждой командой будет стоять емкость, а на расстоянии, которое будет отмерено для забега, ведро с водой. Задача состоит в том, чтобы бегун со стаканом в руке и ребенком на плечах, добежал до ведра, набрал воды, вернулся так же быстро и вылил воду в емкость. Затем следующий игрок группы забирает ребенка, стакан, и повторяет действия предыдущего участника. Выигрывает не та команда, которая вперед закончит конкурс, а та, у которой в их отведенной емкости окажется больше воды. Этот конкурс лучше провести после первой рюмки, чтобы дети не пострадали.
Очень интересными и популярными конкурсами на турбазе так же являются конкурсы из серии кидалки и бросалки.
«Броски картошкой»
Лучше желающих поучаствовать разделить на две равные команды по 6 человек, можно и больше. Рядом с командой ставится ведро с картошкой, лучше, если она будет мелкая, и обязательно равное количество у каждой группы. На среднем расстоянии от участников ставится еще одно ведро, только уже пустое, оно будет являться целью. Отмечается линия, за которую нельзя наступать, если игрок все же заступил, то бросок не будет засчитан. Задача простая – попасть картошкой в ведро, у каждого игрока 3 попытки. Победу одержит та команда, в ведре которой окажется большее число картофелин. В качестве приза победители забирают картошку.
Везде, где бы вы ни отдыхали, где бы ни отмечали праздники, где бы ни собирались большой дружной компанией, ваше веселье и хорошее настроения усилят конкурсы и игры, в каком бы возрасте вы не находились.
В заключении статьи можно выделить виды вышеперечисленных конкурсов.
- Бросалки и кидалки. Суть подобных конкурсов заключается в попадании предметом с определенного расстояния в намеченную цель. Лучше их использовать на турбазе и на природе, чтобы было где развернуться.
- Догонялки. Название говорит само за себя, только весь процесс будет дополнять либо какое-то условие, либо реквизит. Эти конкурсы проводятся на открытой местности, где можно убежать на любое расстояние.
- Эстафеты. Эстафеты предполагают выполнение нескольких заданий в одном конкурсе на время. Они тоже предполагают обширную территорию.
- Поединки. Это некие соревнования двух людей, желательно одного пола, чтобы было честно, до победного финала. Их можно провести как на природе, так и на даче, прямо в доме, к примеру, бой подушками на диване.
- Шуточные игры. Этот вид конкурсов предполагает использование веселых шуток, чтобы позабавить зрителя, путем розыгрыша участников. Они популярны в любом месте, где бы вы ни были, они очень интересны и востребованы.
В заключение хочется сказать, сколько бы лет вам ни было, в душе вы всегда остаетесь детьми. А день рождения это самый лучший праздник когда можно почувствовать себя ребенком. И только на отдыхе, в конкурсах и играх, вы можете показать себя настоящего и искренне радоваться мелочам.
«Зоопарк»
Эта игра немного похожа на предыдущую, но есть и существенные различия. Во-первых, есть водящий, который стоит в кругу остальных участников. Во-вторых, здесь не нужно составлять фразы.
В начале игры водящий говорит: «Мы пришли в зоопарк и увидели, что здесь есть…» Далее он бросает мяч одному из участников, говоря «зверь». Участник должен молниеносно назвать какого-то зверя и вернуть мяч водящему. Далее водящий бросает мяч другому игроку и говорит «птица», а тот соответственно быстро озвучивает название какой-нибудь птицы и возвращает мяч. Третьему игроку достаётся слово «рыба». Слова «зверь», «птица» и «рыба» могут быть названы в любом порядке и даже несколько раз подряд. Тот, кто ответил неправильно, замешкался или назвал живность, которую назвал другой игрок, выбывает из игры.
Продолжается соревнование до тех пор, пока не останется один игрок. Он то и становится следующим водящим.
«Прорыв»
Игра может быть довольно травмоопасной, поэтому проводить её только в присутствии взрослого. Дети встают в круг, а один ребёнок с мячом становится в центре круга. Это кольцо должно быть по возможности плотным: между участниками расстояние должно быть 15-20 см. Задача центрального игрока прорвать защиту, то есть вытолкнуть мяч за пределы круга. Выталкивать мяч можно только с помощью ног, выбивая его только на уровне земли. То есть целиться по головам или в живот категорически запрещается – мяч должен катиться по земле.
Остальные игроки всеми силами мешают центральному совершить прорыв. Но действовать им можно только ногами. При этом смыкать круг в более узкое кольцо запрещено. Тот, кто пропускает мяч, занимает место водящего. Здесь один победитель не предусмотрен. Но если хочется создать соревновательный момент, то можно вести счёт проигрышей. У кого их будет меньше, тот и победитель.
«Хвост дракона»
Такое развлечение отлично подойдёт, когда под рукой нет никакого инвентаря. Объедините детей в две команды и постройте их в две шеренги. Это будут два дракона. Определите, где у драконов головы, а где хвосты. Поставьте шеренги друг напротив друга так, чтобы «головы» были лицом к лицу на расстоянии 1 метра. Далее озвучиваете, что сейчас состоится соревнование, в котором победит самый быстрый и ловкий дракон. А чтобы это выяснить каждый дракон должен по сигналу поймать хвост другого дракона, но при этом не попасться самому. Ловить может только голова дракона.
Все дети кладут руки на плечи друг другу и по сигналу начинают движение. Та команда, чей хвост поймали, проигрывает. И из команды выбывают двое – «хвост» и «голова». Игра продолжается дальше, пока в одной из команд не останется только один игрок. Если такое происходит, то этот дракон признаётся самым слабым.
Веселая эстафета
А не устроить ли нам эстафету? Для нее вполне подойдет ровная лесная полянка, зеленый луг и даже песчаный пляж. Соревноваться можно семьями, обозначив старт и финиш. Сначала мамы и папы преодолевают дистанцию, показывая детворе способ передвижения. А затем пробуют свои силы и малыши. Можно бежать, как лошадка, высоко поднимая колени, можно вразвалочку, как пингвин. Попробуйте пробежаться задом, боком, на четвереньках, попрыгать, зажав мячик между коленями. Проскочите дистанцию верхом на палке. Походите, как паучок, передвигаясь на руках и ногах лицом вверх. Приподнимите ноги ребенка, и пусть он попробует пройтись на руках. Соорудите полосу препятствий, где нужно будет пройти по поваленному стволу дерева, пролезть под ветку, перепрыгнуть через ямку или пенек. Устройте соревнования на самого ловкого члена семьи. Кто сможет, не уронив, пронести шишку на голове? Кто пройдет, не оступившись, по лежащей на земле ленточке или нарисованной на песке извилистой дорожке?Можно провести эстафету и чуть иначе. Делимся на две команды (в каждой команде может быть одна или несколько семей). Мама с папой сцепляют руки «стулом» или «креслицем», на «трон» усаживается малыш, и соревнования начинаются. Каждая семья добегает до условленного дерева, оббегает его и возвращается к своей команде. Теперь в борьбу вступают только папы. Им выдается по два мяча. Один мяч они ведут перед собой ногами, другой — подбрасывают и ловят. Если какой-то из мячей упал или откатился в сторону, поднимаем его и продолжаем гонку. Проделывая эти невообразимые упражнения, папы пробегают необходимую дистанцию и возвращаются к линии старта. Теперь наступил черед соревноваться мамам. Они могут, например, преодолеть дистанцию до дерева и обратно, подбрасывая воланчик ракеткой для бадминтона. А для малышей заранее заготовьте кучку шишек. Соревнующаяся детвора бежит к шишкам, берет по одной и возвращается к своей команде. Затем отправляется за следующей шишкой, и так до тех пор, пока все шишки не перекочуют к линии старта. Кто принес последнюю раньше — тот и победил. А призом для всех станет обед на природе. Ведь после такого активного движения не помешает как следует подкрепиться. Если в лесу вам попалось поваленное дерево, устройте вот такую веселую игру. Разделитесь на две команды и встаньте с двух концов ствола. Первые два игрока идут по «мостику» навстречу друг другу. Их задача разойтись на середине ствола, не столкнув друг друга, и перебраться на противоположную сторону. Если кто-то из игроков не удержался, пара выполняет задание сначала. Затем показывают свою ловкость следующие два игрока и т.д. Пусть малыши представят, что это узкий мост над пропастью. Тогда они будут выполнять задание с особым усердием и азартом. Попробуйте разные способы преодоления препятствия. Например, проходить боком и поддерживать друг друга за руки. Или: один игрок приседает, а другой через него перешагивает.
«Пока не грянул гром»
Для игры снова-таки понадобится мяч. Только вот привязывать его не придётся. Количество игроков здесь неограниченно, но не меньше трёх.
Для начала выбирается водящий, которому и вручается мяч. Все остальные становятся вокруг него. Мяч в руках водящего – это «гром». Пока он находится в руках, все должны стоять без движения. Как только мяч окажется в воздухе или на земле, все бегут в разные стороны (чем дальше, тем лучше). В самом начале водящий подбрасывает мяч над собой, и пока тот не упал ему снова в руки, игроки разбегаются. Когда водящий ловит мяч, он громко кричит «Грянул гром» и все останавливаются. Тогда водящий бросает его в одного из игроков. Если промахнётся, бежит за мячом, а все в это время снова разбегаются. Если же попадёт, то меняется с «подстреленным» местами и игра начинается заново.
Детские спокойные игры: твистер на траве
Любимая напольная забава Твистер легко воспроизводится на свежем воздухе. Если кажется, что придется повозиться с подготовкой, то подумайте о том, что наградой будет веселое развлечение.
Причем в такую игру дети с удовольствием играют даже без участия взрослых. Но и родители не отказываются принять в ней участие.
Итак, чтобы сделать поле для Твистера на траве, понадобятся аэрозольные краски в баллончиках, а также картонный лист с вырезанным в нем кругом диаметром 20-25 см.
Прямо на траву наносим краской рисунки в виде разноцветных кругов.
Напомним, что в классическом варианте четыре ряда по 6 кругов. Использованы красный, желтый, синий и зеленый цвета, то есть каждый ряд нарисован одним цветом.
Но можно усложнить или разнообразить задачу для играющих, нарисовав целое поле разноцветных кругов. Причем пусть цвета будут не в одном ряду, а в разброс.
Для ведущего понадобится рулетка, которая и определяет действия играющих. Есть дома магазинная версия Твистера, возьмите рулетку с собой.
Но особой трудности не представляет и ее изготовление.
На квадратном белом листе рисуем круг, который делим на четыре сектора. Каждый сектор соответствует ноге или руке участника.
Теперь делим каждый сектор еще на четыре части, и разукрашиваем определенным цветом или просто подписываем.
Осталось по центру закрепить стрелку, которую можно вырезать из картона или соорудить из проволоки.
Весь реквизит готов – можно приступать к игре. По команде ведущего, который крутит стрелку импровизированного циферблата, участники переставляют ноги и руки на круг нужного цвета.
Занимать ячейки, на которых стоит соперник, запрещено. Тот, кто не смог удержать равновесие, выходит из игры.
В итоге получаются самые замысловатые позы и, конечно, море позитива.
«Чёрная метка»
В этой игре все участники, кроме одного, становятся в один ряд лицом вперёд. Один (водящий) стоит чуть поодаль (метрах в 2-3 от остальных) спиной ко всем. В это время кто-то из игроков бросает ему в спину мяч. Только бросать необходимо несильно, чтобы водящему не было больно. Водящий после этого поворачивается к игрокам лицом и пытается угадать, кто же заслал ему «чёрную метку».
Если водящий угадывает, то меняется с кидающим местами. Если же не угадывает, то отворачивается и всё повторяется сначала.