В католицизме код
Все святые. Фра Беато Анджелико
В Католической и некоторых лютеранских церквях День Всех святых является неподвижным праздником и отмечается 1 ноября
. На следующий день 2 ноября празднуется День всех усопших верных.
День всех святых имеет высший ранг в латинском календаре — торжества, высшая степень в иерархии католических праздников. Он также является одним из так называемых «обязательных дней», когда посещение мессы для верных обязательно. Одеяния священнослужителей — белые.
Иллюстрация к «De Civitate Dei» Августина, XV век
Коллекта праздника всех святых:
Всемогущий, вечный Боже. Ты даровал нам возможность в едином праздновании почтить заслуги всех святых Твоих. Просим Тебя, по изобилию милости Твоей и заступничеству множества святых яви нам щедрость твоего милосердия. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог во веки веков. |
День всех усопших верных, следующий за днём всех святых, в католицизме традиционно является днём поминовения усопших. В этот день католики по всему миру поминают покойных членов семьи и родственников, посещают их могилы на кладбищах. Литургические тексты 2 ноября посвящены молитвам за усопших и выражают веру в грядущее воскресение мёртвых.
История | код
В 609 или 610 году 13 мая папа Бонифаций IV освятил в честь Богородицы и всех мучеников бывший языческий храм Пантеон. 13 мая стал отмечаться как праздник всех святых.
В середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь всех святых одну из капелл собора святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования дня всех святых на 1 ноября. Столетием позже Папа Григорий IV сделал 1 ноября общим для всей Католической церкви праздником в честь Всех святых, а Карл Великий повелел отмечать этот праздник во всей империи франков.
Позднее этот праздник был «унаследован» многими протестантскими деноминациями. В XV веке папа Сикст IV добавил к празднику октаву (восьмидневное постпразднование), в середине XX века она была отменена.
В Великобритании и Ирландии день Всех святых наложился на кельтский аграрный праздник Самайн, обозначавший опасное рубежное время между осенью и зимой. В канун дня Всех святых в англосаксонских странах празднуется Хэллоуин (от англ. All Hallows’ Eve «навечерие (канун) Всех святых»), однако традиции, связанные с ним, носят светский характер и осуждаются многими христианами, включая католиков.
Историческая основа празднования
Исследователи в этом дне просматривают глубокие языческие корни. Первая легенда гласит, что племена кельтов в своем календаре имели торжество Самайн – день, когда осень переходила в зиму. Это было кельтское начало года. Параллельно с ним в конце октября отмечался вечер всех святых – All Hallows Eve, что в современность перешло как Хелловин. Это время было наполнено волшебством и мистикой. Верили, что в этот день грань между двумя мирами становилась тонкой и шаткой. Предки-родственники и близкие могли возвратиться. Но вместе с ними могли проскользнуть и злые духи. Поэтому их нужно было обязательно ублажить и задобрить, чтобы избежать бед и горестей.
Важно: Суть иного варианта возникновения праздника состоит в том, что духов возвратившихся родных нужно почтить жертвенной едой
Время каяться
Римляне в начале ноября также поминали предков, это имело название Фералии.
Языческие традиции перешли и в христианство, только предстали в ином звучании и трактовках. Изначально всех Святых почитали 13 мая, когда папа Бонифаций IV освятил древний Пантеон в честь Богородицы и всех погибших мучеников. Позже в XI веке дата была установлена на 1 ноября, чтобы поминать святых, которые не имеют своего собственного дня в календаре церкви. Святыми называли тех людей, которые первыми приняли христианскую веру, получили в крещении новую жизнь и умерли во имя своего Бога. Точно не известно, сколько всех святых в христианстве. Мы знаем апостолов, их учеников, но имена многих проповедников и юродивых канули в Лету. Подсчитать их имена невозможно. И хотя церковь хотела запечатлеть в своей истории имена всех ее деятелей, многие мученики так и остались неизвестными.
Прославленными можно считать не только духовных особ и мучеников, но и тех, кто жил праведной жизнью, прославился своими деяниями, подвигами. Так, в ранге святых находятся:
- Александр Невский;
- Серафим Саровский;
- Николай Чудотворец.
История показывает противоречивые парадоксы святости. Святыми становились люди, которые считались совсем потерянными для общества. Так, первым святым, кто зашел в рай, стал разбойник, которого распяли вместе с Иисусом. Он признал, что расплачивается за свои деяния. Но искреннего покаяния в последний момент его жизни стало достаточно, чтобы перед ним отворились врата рая. Мария Египетская с малых лет находилась в плену разврата и плотского греха. Она с юности соблазняла мужчин. Но однажды, когда она захотела посетить церковь, великая Божья сила не пустила ее туда. Мария поняла свой непрощенный грех и остаток своего жизненного пути провела в чистосердечном покаянии и молитвах, каялась о содеянных грехах.
Перечень святых тянется до современности, заканчивается именами тех, кто не поддался тоталитарному режиму советской власти. По давним традициям есть обычай сохранять мощи мучеников подобно религиозной реликвии. Повсеместно на могилах мучеников было принято проводить поминальные молитвы.
Православная церковь открыта для всех желающих
Также не стоит забывать, что скоро состоится Черная Пятница, и время готовиться к распродажам.
В изобразительном искусстве код
Основная статья: Все святые (картина)
Сюжет выкристаллизовался из сцены Страшного суда и представляет торжество всех праведников в Раю. Картина на сюжет «Всех святых» — один из способов изображения Неба. Самый ранний дошедший пример изображения этого сюжета — сакраментарий X века (Геттингенская университетская библиотека), где изображены ряды святых и ангелов, поклоняющихся Агнцу (расположен по центру). Святые изображаются вокруг коленопреклоненными, часто они протягивают в сторону Агнца свои венцы.
«Собор всех святых», Греция, ок. 1700. Монастырь Пантократор на Афоне
«Собор всех святых» — вариант с арочными проёмами. Русская икона XVI века. Ростовский музей-заповедник
На Западе к XIV веку эта трактовка сюжета была вытеснена другим иконографическим типом: место Агнца заняла Троица или Бог Отец. Вокруг находятся музицирующие ангелы и Богородица (на престоле рядом с Богом). Этот сюжет имел в качестве программы «Золотую легенду». Таковы иллюстрации ко «Граду Божьему» Августина и другие книжные иллюстрации.
В иконописи наиболее распространённый вариант иконографии таков: большая часть иконы — двойная сфера, по центру которой находится Иисус Христос. По его сторонам Мария и Иоанн Креститель (ср. Деисис). Во второй, внешней сфере — хор святых, представленных по ликам святости. Более редок вариант с изображением святых в арочных проёмах, размещённых несколькими рядами в нижней части композиции. «Вокруг сфер обычно изображаются ангелы, евангелисты или символы евангелистов. На фоне вне сфер часто встречаются фигуры пророков Соломона и Даниила или Исайи и Иезекииля. (…) Образ Рая в нижней части иконы традиционен — на фоне зелёных кущ представлены три праотца — Авраам, Исаак, Иаков (Лоно Авраамово) и благоразумный разбойник. Иконография „Собор всех святых“ получила особое распространение на Афоне».
К этому сюжету близка икона «Шестоднев», которая включает семь праздничных сюжетов, в соответствии с традиционным литургическим посвящением семи дней недели. Последний, седьмой день был днём отдыха, днём, когда Бог «почил… от всех дел своих» (Быт II, 2). «Он понимался как прообраз покоя, блаженного отдохновения, воссоединения праведных с Богом, которое должно было наступить по истечении исторического времени. В соответствии с подобными толкованиями, последняя композиция „Седмицы“ — „Суббота всех святых“ в иконах XVI—XVII представляла собой образ блаженного покоя праведных, ожидающих второго пришествия».
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Евр. 11, 33-12, 2; Мф. 10, 32-33, 37-38; 19, 27-30). Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, св. Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа: благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли. Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать — учит нынешнее Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в Господа, преимущественной любви к Нему, поднятия креста самоотвержения и сердечного от всего отрешения. Положим же начало по этому указанию.
Гадание на желание
В старину гаданию на семенах придавалось большое значение. Часто девушки гадали на желание по тыквенным семечкам. В левой руке зажимали жареное семечко, в правой – сырое. Задумывали желание и просили подружку угадать, в какой руки жареное семечко. Если она угадывала – желанию суждено сбыться.
Также можно погадать на желание при разрезании тыквы. Для этого разделите ее на две равные части, задумайте желание и посчитайте семечки. Если в правой половинке их будет больше, это означает, что ваше желание исполнится.
Еще один способ: смешайте в чашке жареные и сырые семечки, закройте ее рукой и, загадав желание, возьмите горсть, посчитайте семечки. Если жареных окажется больше, значит, желание не исполнится, если же больше сырых – оно сбудется.
И последнее гадание: смешайте по горсти жареных и сырых семечек. Теперь высыпьте их на стол и посчитайте. Четное число жареных означает, что исполнению препятствуют недруги. Нечетное количество жареных семечек предупреждает о плачевных последствиях. Если сырых семечек будет нечетное число, значит, исполнение желания принесет вам неожиданную прибыль. Четное количество сырых семечек свидетельствует, что желание исполнится, но не доставит ожидаемой радости.
История возникновения праздника
Корни этого праздника начинают прослеживаться еще с начала VII века нашей эры, когда в 609 году Папа Римский Бонифаций совершил чин освящения римского пантеона в честь Богородицы и всех христианских мучеников.
Многим интересно, есть ли в православии День Всех Святых. После разделения церквей на Западную и Восточную в XI веке, в православии отмечать этот день стало принято сразу после Троицы, что несет в себе глубокий исторический смысл. На Троицу (или Пятидесятницу) образовалась первая христианская община. Росток первой церкви был посажен в землю. А последующее за этим облако многочисленных мучеников, которые были готовы пострадать за свою веру, являются уже яркими цветами этого ростка.
Церковь была создана Божьим Духом, этим же духом и был преисполнен каждый святой. Причем стоит помнить, что он не был инопланетянином или мифическим полубогом, он был таким же человеком, как и мы с вами, и жил в реальности.
В традиции Русской православной церкви этот праздник называется Собор всех Святых, в земле Российской просиявших.
Следует знать, когда День Всех Святых в России. Впервые церковь ввела это празднование в 50-е годы XVI века. С воцарением Петра Первого и началом синодальной эпохи в управлении церковью, он был предан забвению, но восстановлен на короткое время в 1918 году. С 1946 года праздник в РПЦ стали отмечать на второй неделе после Пятидесятницы. День Всех Святых в православии 2021 будет отмечаться в это же время.
От раннего христианства до современности
Сначала в качестве мучеников в ранней церкви почитались апостолы, затем их ученики и другие христиане, принявшие смерть от рук административной власти римских императоров на цирковых аренах.
Прославленными считаются не только мученики, но и люди праведной жизни, исполненной даров Святого Духа и прославившиеся своими духовными или ратными подвигами. Например:
- Николай Чудотворец;
- Александр Невский;
- Серафим Саровский;
- Иоанн Кронштадтский и множество других.
https://youtube.com/watch?v=qqLtCGGtBiM
Череда особо почитаемых святых тянется вплоть до наших дней и заканчивается именами мучеников, расстрелянных в годы советской власти — практически наших современников.
За всю историю христианства людей, готовых нести его свет в мир и с готовностью отдать за него жизнь, было неисчислимое множество. Поэтому точно подсчитать всех святых невозможно. Церковь никогда не ставила перед собой такой задачи, но всегда стремилась запечатлеть для церковной истории имена своих подвижников. Тем не менее очень много мучеников остались неизвестными.
https://youtube.com/watch?v=CLKy_M-hU1k
Церковная канонизация
Канонизация в Церкви (то есть официальное наделение святого этим статусом) вовсе не является причиной, по которой этот христианин прославляется особым образом у Бога. На небе для человека факт земной канонизации абсолютно не важен и никак не влияет на его посмертную судьбу. Канонизация — это обычное признание факта того, что тот или иной верующий одобрен матерью-церковью как христианский святой, человек благочестивой жизни, прославившийся подвигами или чудесами, либо отдавший жизнь за Христа.
Для обряда канонизации существуют обязательные условия:
- Праведная жизнь и кончина.
- Строгое следование православной вере.
- Широкое почитание в народе.
- Чудеса, совершаемые по молитвам к святому (святой).
- После смерти человека прошло не менее пятидесяти лет.
Последний пункт объясняется тем что, по прошествии малого времени (20−30 лет), можно поддаться искушению и усмотреть святость там, где ее не было. Иногда святость в том или ином, недостойном этого звания человеке, пытаются видеть и спустя столетия. Например, сегодня это происходит с Иваном Грозным. Несмотря на неоднократные заявления церкви о том, что этот человек не может быть канонизирован, очень много наших соотечественников считают иначе.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Праздники сегодня2 Ноября 2021 годаПраздники сегодняКалендарь праздников на 2021 год
https://youtube.com/watch?v=2dZ0OByZbhs
Новомученики и исповедники Российские
Обретение мощей священномученика Владимира (Богоявленского) (1992)
Киевский митрополит Владимир (1848 — 1918) не случайно стал первым священнослужителем, убитым революционерами. Рассказ об одном из самых почитаемых иерархов начала ХХ века читайте в нашем материале.
Священномученик Александр Парусников (13 октября 1879 — 27 июня 1938)
Из тюрьмы протоиерей Александр передал несколько написанных на папиросной бумаге записок, которые пронес освободившийся заключенный в каблуке сапога:
«Дорогая Саша, спасибо тебе за то счастье, которое ты мне дала. Обо мне не плачь, это воля Божья».
«Мой дорогой Сережа, прощай. Ты теперь становишься на мое место, — писал священник старшему из 10 детей. — Прошу тебя не оставлять мать и братьев и сестер, и Бог благословит успехом во всех делах твоих. Тоскую по вас до смерти, еще раз прощайте».
«Дети мои, всех вас целую и крепко прижимаю к сердцу. Любите друг друга. Старших почитайте, о младших заботьтесь. Маму всеми силами охраняйте. Бог вас благословит».
Подробнее
Свернуть
Отец Александр был 12-м ребенком в семье священника Сергия, но по окончании семинарии не собирался становится священником — поступил в Императорское техническое училище. Однако получив в 1908 году письмо от отца, который призвал его на свое место, приехал вместе с женой Александрой Ивановной. Рукоположил его будущий священномученик Владимир Богоявленский (память которого также совершается сегодня).
С началом гонений от советской власти все члены семьи священника стали лишенцами, им не полагались продуктовые карточки, а значит, и все государственные магазины были закрыты для них, а в редких частных было дорого.
Один из эпизодов тех лет. Сочельник перед Рождеством Христовым, завтра великий праздник, а у них в доме ничего нет, даже хлеба. Александра Ивановна сидит за пустым столом грустная. Отец Александр собирается идти в храм ко всенощной, открывает дверь на крыльцо и кричит: «Мать, иди сюда!» Александра Ивановна вышла, и видит — на крыльце стоят два мешка, а в них хлеб, крупа и картофель.
В конце двадцатых годов у отца Александра отобрали полдома, поселив туда начальника местной милиции, сын которого работал в Московском ОГПУ. Сам он болел туберкулезом в открытой форме. Обычным его занятием было ходить по дому, в особенности в той половине, где жила семья священника, и плевать. Александра Ивановна не раз становилась перед ним на колени и, умоляя его не делать этого, говорила:
— Мы виноваты, но пощадите детей.
— Поповская сволочь должна дохнуть, — говорил тот в ответ.
Вскоре в семье священника заболел туберкулезом сын, затем другой, затем заболела дочь, потом другая дочь. Не проходило года, как Александра Ивановна провожала кого-нибудь из детей на кладбище.
В школе детей отца Александра преследовали как детей священника, показывая им в каждой мелочи, что они неравноправны относительно других. Если дома они что и поедят, то в школе уже сидят весь день голодные. Других детей администрация школы распорядилась кормить: им давали завтрак, а детей священника отсаживали в это время на отдельную лавку.
С младшими детьми
Семья священника до последней возможности держала корову, которая, как и во многих семьях тогда, стала единственной кормилицей, но и она властями была отобрана. Отец Александр был в это время в храме. Вернувшись домой, он увидел пришедших в смятение домашних и спросил, что случилось.
Александра Ивановна сказала:
— Корову увели у нас со двора.
— Корову увели? Пойдемте все быстренько; детки, вставайте на коленочки. Давайте благодарственный молебен отслужим Николаю Чудотворцу.
Александра Ивановна с недоумением посмотрела на него и воскликнула:
— Отец?!
— Сашенька, Бог дал, Бог взял. Благодарственный молебен давайте отслужим, — сказал отец Александр, тем самым показывая, как надо отвечать на злобу незлобием и Господа благодарить не только за сладкое, но и за горькое, чтобы благодарным принятием горького вкусить душе плоды райские.
С тех пор, как у них не стало коровы, каждый день на крыльце появлялась корзинка с бутылью молока и двумя буханками хлеба. Старшие дети долгое время дежурили у окна, выходящего на крыльцо, чтобы узнать, кто приносит им хлеб и молоко. Бывало, до глубокой ночи высматривали, но так им и не удалось увидеть благотворителя.
По ночам отца Александра часто вызывали в НКВД и однажды сказали:
— Уходи из церкви, ведь у тебя столько детей, а ты их не жалеешь.
— Я всех жалею, но я Богу служу и останусь до конца жизни в храме, — ответил священник.
2 июня 1938 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. В это время он находился в Таганской тюрьме в Москве.
Протоиерей Александр Парусников был расстрелян 27 июня 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Свернуть
Священномученик Павел Иванов (1875 — 27 июня 1938)
В марте 1938 священника Павла арестовали на основе допросов штатных свидетелей. Он отверг обвинения в контрреволюционной деятельности. Вскоре были арестованы сами следователи.
Читать житие
В 1901 года, после смерти отца-священника, Павел был рукоположен на его место в Успенский храм родного села Цуриково (Смоленская область). С 1910 года — полковой священник 7-го Туркестанского стрелкового полка. С 1919-го по 1926 год отец Павел служил в Покровском храме в селе Тупичево Городнянского уезда Черниговской губернии. В 1926 году священник переехал в Москву, где в это время жила его мать, и был назначен служить в Успенский храм в село Обухово Солнечногорского района Московской области.
— Виновным себя в предъявленной мне контрреволюционной деятельности не признаю и ее отрицаю, таких высказываний никогда не было, — свидетельствовал отец Павел на допросе в марте 1938 года.
На место арестованных следователей через некоторое время пришли другие, но это нисколько не повлияло на судьбу священника. 2 июня 1938 года тройка НКВД, на основании тех же показаний лжесвидетелей, приговорила отца Павла к расстрелу. Священник Павел Иванов был расстрелян 27 июня 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Свернуть
Священномученик Николай Запольский (1889 — 27 июня 1938)
Отец Николай служил диаконом с 1920 года, с 1925 — в селе Большие Вяземы Звенигородского уезда. В его семье родилось 6 детей. В марте 1938 года его арестовали.
Подробнее
Отца Николая обвиняли в клевете на советскую власть и контрреволюционных высказываниях. В ходе следствия проводились даже очные ставки. Лжесвидетельница Панова на очной ставке показала, будто она в феврале 1938 года была в церкви и просила у диакона разрешения взять золу на удобрение для колхоза, на что тот ей ответил: «Что власти помогаешь? Хотите выполнить восемь миллиардов пудов хлеба? В 1938 году это вам не удастся, скоро советской власти не будет, скоро придет папа Римский, он покажет, как крестьян мучить. Хотя вы и взяли попов, но скоро царь будет, и коммунистов скоро вешать будем за этих попов».
Диакон Николай отверг эти обвинения:
— В феврале 1938 года с Пановой я не встречался в церкви и ничего ей не говорил. И в церкви Панова никогда не была.
2 июня тройка НКВД приговорила диакона к расстрелу. Диакон Николай Запольский был расстрелян 27 июня 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Свернуть
Священномученик Иосиф Сиков (1873 — 27 июня 1918)
4 года после рукоположения во священники прослужил отец Иосиф в Знаменской церкви Верхнетагильского завода. Отец 8-ми детей был расстрелян большевиками 14 (27) июня 1918 года.
Термин и концепция код
Миниатюра из «Апокалипсиса», Беатус Факундус, 1047
Термин «Все святые» близок термину «Церковь Торжествующая» и охватывает как канонизированных святых, так и тех, кто остался при жизни неизвестен, и поэтому не почитаем.
Новозаветным источником образа является «Откровение Иоанна Богослова»:
И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. (Отк. ) |
После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырёх животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. (Отк. ) |
В православии код
В Православных церквях День всех святых празднуется в первое воскресенье (отсюда название «Неделя Всех святых») после Дня Святой Троицы (Пятидесятницы), то есть в 8-е воскресенье после Пасхи.
История празднования | код
Поздняя «Икона всех святых» (XVIII век) с усложненной под влиянием католичества иконографией: по центральной оси добавлены «Коронование Богоматери», а также «Распятие», «София» и «Лоно Авраамово»
Праздник известен с конца IV — начала V веков. Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших
», в которой уже указывается день празднования аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая.
Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V—VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля).
Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.
Обряд и гимнография | код
В годовом богослужебном круге православной церкви День всех святых является пограничным:
- Заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха
- На утрене Дня всех святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом.
- В понедельник после праздника всех святых начинается чтение на литургии Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея (в пасхальный период читались Деяния святых апостолов и Евангелие от Иоанна)
- В этот же понедельник начинается Петров пост, сменяющий сплошную (то есть без постных среды и пятницы) седмицу по Пятидесятнице.
На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых:
- Ис. — святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения («Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал
») - Прем. — святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом («А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире
») - Прем. — святые восторжествуют в день пришествия Господня («Праведники живут во веки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею
»)
Читающийся на литургии отрывок из Послания к Евреям (Евр. ) прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное евангельское чтение (Мф. , Мф. , Мф. ) указывает на необходимые признаки святости («Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным…Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня…Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную
»).
Гимнография праздника изобилует поэтическими оборотами: святые называются «непрелестными светилами
» (канон утрени, песнь 3), «
божественным облаком
» (там же, песнь 6), «
начатками естества
» (кондак), «
терпеливодушными
» (стихира на литии); их кровью Церковь украшается «
багряницею и виссом
» (тропарь); они «
уясняют церковное небо
» (канон утрени, песнь 8), «
добродетелей светлостью
» делают землю небом (стихира на хвалитех).
Икона и традиции празднования
Икона, посвященная празднику, написана в Х веке. Давний сакраментарий находится на хранении в университетской библиотеке Геттингена. На иконе размещены апостолы и святые, которые стоят на коленях и преклоняются Иисусу Христу. Он сам изображен в центре в виде агнца. Позже агнца заменили на Бога Отца или Пресвятую Троицу.
Восточная церковь поминает святых на седьмой день после Троицы. В день Пятидесятницы возникла от Бога Духа христианская церковь. А святые, которые несли имя Бога в массы, стали плодом церкви и Духа. Праздник подчеркивает, что святым никто не родился, святыми становятся обычные люди. И почитается не их безгрешность, не чудеса, предреченные ими, не аскетические подвиги, а благодать Божья, что проросла в их душах, этим перекрыв все их грехи. И особое отношение церкви к ним объясняется восхищением их готовности положить жизнь за веру, Бога.
Важно: Священники в православных церквях проводят праздничную литургию. Хвалебные каноны и молебен читаются во имя последователей Господа Бога
Верующий христианин должен отстоять службу в храме, помолиться либо своему святому, либо всем святым вместе.
Праздничный день отмечают православные всех стран. В некоторых государствах, например, Хорватии, это выходной день. Православный порядок обязывает навещать могилы родственников, приводить их в порядок. Также скоро состоится День Доброты.
Православные масок монстров не надевают
Иконы Божией Матери:
«Нерушимая стена»
Икона в технике мозаики находится на стене над горним местом главного алтаря Софийского собора в Киеве. Названа «Нерушимой Стеной», потому что 9 веков оставалась неповрежденной, несмотря на то, что и собор, и город неоднократно были разрушены.
Божия Матерь с воздетыми руками стоит во весь рост на четырехугольном золотом камне.
Согласно местному преданию, Киев не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь «Нерушимая Стена».
«Умягчение злых сердец» (Семистрельная)
Обращенной ликом вниз образ долгое время принимали за доску на лестнице колокольни, пока не было видения расслабленному, что он получит исцеление после молитвы пред этой иконой. После молебна больной исцелился. Иконе не менее 600 лет, особенно прославилась она в 1830 году во время холеры в Вологде.
Пресвятая Богородица изображается без Богомладенца, склонившей Свою главу к правому плечу и пронзенной в грудь семью стрелами или мечами.
Известна мироточивая икона «Умягчение злых сердец» из подмосковной деревни Бачурино.
Когда отмечают День всех святых
День всех святых — это очень популярный праздник в западном мире: в США, Европе и Канаде. Его история корнями уходит в древность, а популярность только растет, ведь он уже добрался и до России.
День всех святых — это не только время радости и веселья. Раньше в этот день, а, точнее, накануне Дня всех святых, люди ждали пришествия призраков. Это был день опасений и ужаса, так что все сидели дома и старались ни в коем случае не выходить во двор.
История Дня всех святых
Корнями этот осенний праздник уходит во времена древних кельтов, живших на территории почти всей Европы еще до рождения Иисуса Христа. Праздник назывался Самайн и был начисто лишен негативной энергии, поскольку посвящался сбору урожая. Потом, после прихода христианства, его суть была искажена. Священники говорили людям, что в ночь с 31 октября на 1 ноября в наш мир помимо умерших близких людей врываются заблудшие души, которые не попали по какой-то причине в рай или ад. Эта ночь была названа Хэллоуином — разгулом нечисти.
Сейчас праздник очень популярен, хотя на самом деле это лишь повод погулять и повеселиться. Однако следующий день очень важен для верующих людей, поскольку он и есть День всех святых. Это католический праздник почитания всех умерших людей. 1 ноября — дата празднования этого дня, а поминовение продолжается до 2 ноября.
Обряд ряжения в призраков и в ведьм появился в виду того, что люди твердо верили: нечистые силы могут забрать детей с собой. Переодевания и сжигание чучела отпугивали привидений и злых духов, защищая ночью тех, кто исполнял обряд в преддверии праздника. Современные традиции проведения вечеринок и собирания сладостей выросли именно на этой почве.
Традиции Дня всех святых
В преддверии праздника, до 1 ноября и во время него совершается множество обрядов. Некоторым из них уже почти тысяча лет.
- Для начала, люди готовятся к празднику. 31 октября, на Хэллоуин можно гадать на удачу, богатство, любовь и счастье. Эти гадания чем-то напоминают русские святочные.
- 1 ноября люди посещают церковь для того, чтобы послушать проповедь и помолиться за умерших. Относится это только к католической конфессии, которая распространена и в России.
- Поминают усопших в ночь на 1 ноября оставляют им немного еды на столе, уходя спать. Читают специальные католические молитвы о памяти мертвым.
- Верующие посещают кладбища, где захоронены их родители, бабушки и дедушки. Они приводят в порядок место могилы.
- 1 ноября еще древние кельты заканчивали сбор и подготовку к хранению урожая. В Европе в это время заканчивается сезон, поэтому такая традиция местами сохранилась.
- В День всех святых 1 ноября люди делятся припасами с бедными и обездоленными, а также помогают близким, чтобы умершие видели их доброту и хранили покой своих душ.
Словом, 1 ноября нельзя назвать лишь днем после Хэллоуина, поскольку все с точностью до наоборот
Хэллоуин — это всего лишь прелюдия важного католического праздника, который имеет огромное значение. Некоторые дажу говорят, что современная мода и безнравственность превратили праздник в маскарад без духовной цели
Это прямое доказательство того, что люди все меньше и меньше уважают историю и все меньше заботятся о сохранении традиций.
День всех святых отмечают и в России. Но в православном церковном календаре этот праздник приходится на первое воскресенье после Троицы.
Мы желаем вам удачи в День всех святых. Защитить дом от нечистой силы помогут надежные обереги для дома. Используйте их в качестве защиты круглый год, тогда ваш дом станет неприступной крепостью для всякого зла и всяких проблем. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и
Канонизация святых церковью
Факт канонизации святых не влияет на загробную жизнь и участь души человека. Земная канонизация – это подтверждение того, что верующий определен церковью как личность, которая прославилась подвигами, скромной и благочестивой жизнью либо вовсе отдала жизнь за Господа Бога. Канонизация предусматривает следующие обязательные условия:
- жизнь праведным путем;
- искренняя вера в Бога и православие;
- почитание среди простого народа;
- чуда, что совершены вследствие молитв святым;
- после дня смерти прошло не менее 50 лет.
Последний пункт является особенно обязательным. Длительный отрезок времени позволяет объективно оценить заслуги человека перед церковью. Время позволяет устоять перед искушением увидеть святость в фактах, которые не говорят о святости. Примером может послужить история с Иваном Грозным или с Распутиным. Хотя церковь и заявляет о невозможности их канонизации по причине их прижизненной деятельности, некоторые поклонники стараются подтвердить обратное.
Служение в храме впечатлит каждого
Для почитания преподобных монахов, мучеников и благочестивых христиан есть День всех святых в Православии, чтобы знать, какого числа в 2021 году он выпадает, можно воспользоваться церковным календарем. И в православии, и в католицизме, это важный праздник почитания усопших. Но для всех людей стоит помнить, что скоро состоится всемирный День Шопинга, так что собирайте деньги для покупок
Появление праздника
Появление общей церковной памяти всех мучеников, или же всех святых, произошло в Восточной части Римской империи не позднее конца IV-начала V века. В проповеди святителя Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших,» сообщается, что этот праздник совершается через неделю после праздника Пятидесятницы . Именно этот обычай со временем распространился во всей Православной Церкви.
В Сирии той же эпохи этот праздник тоже существовал, но отмечался в другое время. Так, среди песнопений преподобного Ефрема Сирина содержатся указания на празднование памяти всех святых 13 мая , а Сирийский Лекционарий 411 года указывает эту память в пятницу после Пасхи .
В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V-VII веков, память всех мучеников указана 22 января, с последованием на литургии: тропарь 4-го гласа «Радуйтесь, мученики Господни,» чтения (прокимен из Пс 115, Притч. 29, 2-6, Ис. 65, 13-18, Евр. 12, 1-11, аллилуиарий со стихом из Пс 88, Ин. 15, 20-16. 5a), тропарь 2-го гласа на умовение рук «Изначальные установления,» тропарь 4-го гласа на перенесение Даров «Тебе жертва.» Кроме того, 16 апреля в этом памятнике о без указания последования .
В Западных землях Римской империи также было известно празднование 13 мая, упомянутое у святого Ефрема Сирина. Именно 13 мая 609 или 610 года папа Римский Вонифатий IV освятил в Риме бывший Пантеон как храм во имя Пресвятой Богородицы и всех мучеников, после чего это событие отмечалось в Западной Церкви. Римский папа Григорий III в первой половине VIII века освятил во имя Всех святых одну из часовен базилики святого Петра и установил ежегодное празднование памяти этого события 1 ноября, а век спустя папа Григорий IV официально утвердил в Западной Церкви в этот день праздник Всех святых. 31 октября, накануне праздника, полагался пост .
Традиции других стран
Бельгия имеет похожие традиции. В этот день принято поминать усопших, приходить к ним на могилы с цветами и свечами. У немцев 1 ноября – нерабочий день, люди также посещают могилы, наводят там порядок, поминают ушедших.
В Испании в различных регионах имеются свои собственные традиции. К примеру, в Галисии и Каталонии жители жарят каштаны, а в Аликанте проводят традиционную ярмарку всех святых.