Тема 8.2. Сценарный замысел в культурно-досуговой программе
1. Сценарный замысел в культурно-досуговой программе
2. Структура сценарного замысла
3. Формы сценарной записи
4. Этапы работы над замыслом культурно-досуговой программы
Драматургической формой культурно-досуговой программы является – сценарий – подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создается праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа.
Сценарный замысел – представляет собой задуманное автором (сценаристом, режиссером) построение программы, включающий в себе разработку основной мысли (темы, идеи) и элементы творческого процесса ее воплощения.
Структура сценарного замысла:
А) в основе сценарного замысла лежит определение темы – круг вопросов, о чем хочет поведать автор? О чем хочет рассказать зрителю?
Б) определение идеи, постановка проблемы, требующей ответа на вопрос «что я хочу сказать зрителям?» Какое отношение у зрителя сформируется от увиденного и услышанного?
Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла КДП. Это тот стержень, который крепко держит основной смысл сценария КДП в одном русле.
В) Следующая важная конструктивная деталь замысла – содержание иформа.
Существует широкое разнообразие форм: театрализованные представления, праздники, концерты, литературно-музыкальные композиции, игровые и конкурсные программы и т.д. Выбранная форма предстоящей кдп активно влияет на отбор содержания.
Например, литературно-музыкальная композиция предполагает включение в канву сценария произведений художественной литературы – поэзии, прозы, публицистики, документальных материалов, инструментальной музыки, хорового и сольного пения. Конкурсно-игровая программа состоит из конкурсов и игр, отобранных в соответствии с темой. Концерт из эстрадных номеров.
Г) Композиция – следующий этап работы автора над замыслом сценария программы. Драматический конфликт в кдп, построенные на выборе и столкновении героев, движет развитие сюжета. Природа конфликта в кд программах многообразна, и борьба героев развертывается через столкновение идей, мировоззрений, мнений, характеров. Поиск и нахождение сюжета и сюжетного хода, композиционного хода, композиционного построения конкретизирует решение замысла.
Пока содержание художественно-творческого процесса не закрепится в соответствующей материальной форме – сценарии замысел будет существовать лишь в воображении автора.
Формы сценарной записи:
Сценарный план – набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, характеристикой аудитории;
Либретто – более развернутое, чем сценарный план, короткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения;
Литературный сценарий – подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб;
Режиссерский сценарий – развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.
Вывод:Любое массовое зрелище или камерная программа, эстрадное представление начинаются с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко-осмысленные автором отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества.
Рекомендуемая литература
1. Андречук А.М. Школа сценарного мастерства: Учеб. пособие. – Барнаул, 2003.
2. Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов/ Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.
3. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. – М.: Сов. Россия, 1988.
4.Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учебник для студентов высших театральных учебных заведений. – М.: Просвещение, 1986.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение сценарному замыслу
2. Раскройте структурные элементы сценарного замысла культурно-досуговых программ
3. Назовите формы сценарной записи
4. Перечислите этапы работы над замыслом культурно-досуговой программы
Источник
Драматургия массового праздника
В статье даются особенности драматургии массового праздника на примере Масленицы, определяются основные требования к сценарию, сравниваются масленичные мероприятий, рассчитанные на разные группы зрителей. Статья будет интересна студентам вузов культуры и режиссерам массовых представлений и праздников.
Сегодня все большую востребованность имеют праздники, основанные на традициях. Театрализация массового действа подразумевает исследование обрядов, осмыслениесоциально-психологическихкорней праздника. В народном празднике исключены элементы случайности при постановке. Массовый праздник не может быть намечен и проведен по желанию организаторов, он, как правило, подчинен календарному ритму жизни либо проводится тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, иными словами, когда назрела определённая праздничная ситуация.
Народные праздники и обряды являются значимой и неотъемлемой частью многовековой духовной культуры любого народа. Праздники задолго до появления христианства были напрямую связаны с циклами природы: летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, встреча и проводы времен года, сев, сбор урожая, и т. д. Именно в народной традиции реализуются художественная активность человека, его эстетические вкусы. В процессе праздника осуществляется концентрация художественного творчества и культурной жизни. Его проведение охватывает архитектурное и декоративное оформление театрализованных действий, поэзию и прозу, драматургию, музыкальные мероприятия, зрелища, процессии, народные гуляния, конкурсы, состязания и т. д. Иными словами, составляющая праздника очень многообразна.
Какие-то детали народных праздников забыты и стерлись из памяти, не сохранившись до наших дней. Многие обычаи даже не стоит реконструировать, потому что они несли совершенно иную смысловую нагрузку, ненужную современным людям. В наше время важно сохранить дух народного празднества, стилизовать обычаи и обряды.
Культура народного праздника способствует воспитанию как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации людей. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами.
В старину не было деления на артистов и публику, каждый участник был задействован. Не одобрялось состояние пассивности. Праздник являлся социальным механизмомукреплениянациональной сплоченности.
Современный массовый праздник — это дополнительный день отдыха, отмеченный в календаре. Он делится на организаторов, ведущих, артистов и зрителей, которые, по сути, сторонние наблюдатели праздничного действа. В современных праздниках сохранилась обрядовая составляющая, но если раньше обряд обладал особым сакральным смыслом, то сегодня он часть народной культуры, вписанный в сценарий праздника.
Сценарий — это подробнаялитературно-режиссерскаяразработка содержания театрализованного праздничного действия. Сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на массовом празднике, раскрывает тему, идею, показывает авторские переходы от одной части действия к другой, вписывает в действие используемый художественный материал, предусматривает средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование всех площадок действия. Таким образом, сценарий массового театрализованного праздника является комплексным понятием, синтезирующим работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора.
Существенной составляющейсценарно-драматургическойосновы массовых зрелищ является игровой характер композиции
Наряду с театральной драматургией развивается сценарная драматургия праздника, которая предполагает конструирование действия персонажей по определенной логике, сюжету, отличающемуся определенным конфликтом. Культурный смысл сценарной драматургии возникает через образы и действия, цель которых — духовно-нравственноевлияние на зрителя.
Разбирая любой праздник, мы должны найти в нем ключевые моменты. В обряде кульминацией является ритуальная часть, радикоторой и вершится сам обряд, а в празднике — театрализованное зрелище, котороераскроет его сущность.
Основные признаки массового театрализованного праздника:
зрелищность,
синтетичность,
экспрессивность,
идейно-художественнаяцелостность.
Способ построения сценария — монтажный. Характер конфликта — взаимодействие и диалогичность побочных тем, мотивов, ведущих к основной авторской мысли.
Способ существования исполнителей на сцене — актерский, но не по типу проживания в образе, а по типу представления: актер представляет образ.
В массовом театрализованном представлении главное выразительное средство — это калейдоскоп красок, цветов, звуков, то есть всех видов искусств, применение самых разных сценических и технических средств.
Само соединение различных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей сути, обладает определенной возможностью возникновения противоборствующих сил. В результате этой борьбы сплавляется единая монтажная структура, дающая в конечном итоге новое качество драматургию, основой которой является не традиционное действие и контрдействие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность различных тем и жанровых разновидностей.
Сценарий массового театрализованного праздника представляет собой не литературный монтаж, не набор сценок или куплетов, не чередование стихов, песен и прозы, а построенный по определенным правилам текст.
- Вся документальная, основанная на фактах, информация представления должна осуществляться в художественной форме, не подчеркиваться в виде поучений, уроков, нотаций. Следует также избегать простого перечисления фактов и событий.
- В сценарии надо логично объединить разные виды искусств, осуществить «слияние» документального и художественного материала для наиболее эмоционального воздействия на зрителей.
- Исполнители ролей в представлениях должны обладать универсальными творческими способностями, т. е. уметь петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах (по возможности), использовать различные приемы активизации зрителей.
Сценарий праздника должен отвечать на два важнейших вопроса: «о чем?» — это тема, и «для чего?» — это идея.
Тема — это круг жизненных явлений, отобранный и освященныйв сценарии с определённых мировоззренческих позиций. Идея — это не просто главная мысль, это призыв. Идея сценария имеет волевой вектор, направленный на определенное изменение общественной жизни, общественного настроя [2, c. 20].
Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляютидейно-тематическуюоснову сценария.
Действие массового зрелища, представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращения событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического — к музыке, от музыки — к слову и т. д. Поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большое значение.
Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающем одновременно замыслу сценариста и режиссёра. Поиски такого хода являются специфичными для сценариста и режиссёра массового действия [4, c. 106]. Заданный драматургический ход, двигающий развития сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы показывает всё действие. При этом патетика может чередоваться с комическими моментами, трагическое со светлым, радостным. Это находит выражение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из спектакля,кинофрагмент, они чередуются с публицистическими выступлениями, массовыми действиями участников.
В сценарии нужна экспозиция, т. е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку.
Следующая часть композиций — основное действие, т. е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям:
1) Строгая логичность построения темы.
2) Нарастание действия.
3) Законченность каждого отдельного эпизода.
4) Конкретность построения.
Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т. е. к наивысшейточки в развитии действия.
После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия.
Отдельно хочется сказать о месте проведения массового праздника. Если проведение праздника планируется на какой-либо площади или, в каком угодно парке либо сквере, в первую очередь надо прийти на это место. Следует окунуться в атмосферу той местности, прочувствовать ее атмосферу, осмотреть ландшафт, архитектуру зданий, окружающих это место, прочувствовать это место изнутри. Прийти утром, днем и вечером посмотреть, как место освещается солнцем в разное время суток. Любая постройка, каждое дерево, пролетающие птицы, одним словом, все, что находится в этой местности, нужно задействовать в своей постановке, и это все должно играть.
Все, что окружает театр, работающий под открытым небом, — земля и водное пространство, воздух и деревья, архитектурные сооружения и зрители — все это обычно «задействуется» в представлении, все играет и живет в представлении в предлагаемых обстоятельствах спектакля [8].
С этой точки зрения массовый праздник на основе обрядов представляется наиболее интересным.
Рассмотрим сценарную драматургию праздника, его сюжетно-образную концепцию и историческое развитие от языческих времен до наших дней на примере Масленицы. Этот праздник — своеобразный атрибут русской культуры; не случайно танцевальный номер «Масленица» был включен в церемонию открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.
Пожалуй, нет в России человека, который не знал и не любил бы Масленицы. Этот праздник никогда не уходил из жизни народа. Масленица оказалась неподвластна времени, капризной моде, идеологическому прессингу, запретам и пр. [5, c. 638].
Обрядовая часть Масленицы построена по драматическим принципам; прослеживается глубокая конфликтность, действенность [7, c. 340]. И в этом смысле, в разные эпохи праздник выглядел по-разному: в языческой Руси неотъемлемой частью праздника было ряженье — надевали маски, медвежью шкуру как защиту от злых духов. Театрализации в современном понимании у древних славян не было, под театрализацией понималось совершение обряда — действа, в котором светлая и темная стороны вступали в конфликт. Кульминацией обряда было сжигание чучела Зимы-Марены.
Опять же, все народные масленичные забавы и гулянья не следовали специальному сценарию, праздник был подчинен обычаям и приметам: катание с гор для хорошего урожая, смотры молодоженов, кулачные бои как демонстрация силы и выплеск энергии, и, конечно же, традиционное изобилие в еде, опять же имеющее под собой сакральную основу — движение пищи: чем больше съешь сегодня, тем больше уродится завтра.
Поначалу архаичные обрядовые действа Масленицы, затем — хороводные игрища и скоморошьи забавы содержали элементы, свойственные драматургии как виду искусства: диалогичность, драматизация действия, разыгрывание его в лицах, изображение того или иного персонажа (ряженье). Но, поскольку понятие «драматургия» предполагает авторство и профессионализм, то вышеописанные народные обрядовые действа нельзя считать драматургией. Лишь позднее, уже в XX веке, когда отдельные авторы начали прописывать сценарии, включая в них старые элементы народных обрядов и ритуалов, и внося что-то новое, состоялась сценарная драматургия праздника.
На основной сценической площадке разыгрывалось театрализованное представление с участием таких персонажей, как Зима и Весна, теща и зять, Петрушка и городовой, и других известных героев из русских народных сказок. Но первоначальная, языческая, суть праздника была утрачена. В постсоветский период Масленица вновь становится светлым и радостным ежегодным всенародным праздником — по образу и подобию традиционных европейских масленичных карнавалов. На площади города работает веселый «масленичный городок», в котором непрерывно идут концерты, народные увеселения, игрища, состязания с призами, продают блины и прочую масленичную снедь [3, c. 18]. К разработке сценария театрализованной программы и ее режиссуре, в основном, подходят с особым вниманием — сохраняется главный художественный образ праздника, его обряды, традиции, обычаи, ритуалы. Соблюдается его форма и содержание. В настоящее время Масленица — это массовое театрализованное празднество, основанное на фольклорных традициях, сочетающее в себе дух старины и явления новизны. Все это делает праздник историческим и современным одновременно.
Говоря о драматургии праздника, мы, конечно, не имеем в виду драму как род литературы, о чём уже говорили выше. В сценарии праздника присутствуют элементы драматургии, в частности, в его основе лежит действие, источником которого является конфликт. Сценарий праздника также подчиняется законам драматургии. Тем не менее, сценарий праздника и театрализованного представления «строится на иных началах, чем пьеса для театра или даже сценарий художественного игрового фильма. Его публицистическая задача обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта в его масштабном значении. Это ничуть не противоречит тому, что носителями крупномасштабных социальных конфликтов в сценариях массовых представлений выступают конкретные исторические герои, конкретные, порой хорошо известные зрителям люди» [1, c. 137].
Когда речь идет о народных праздниках, сценарная драматургия неизбежно содержит в себе традиционную, ритуально-обрядовую основу русской народной праздничной культуры.
Сравним три разных сценария Масленицы: в детском саду, на городской площади в российском городе и за пределами России в среде русскоговорящих людей.
Цели у всех трех мероприятий разные. Так, проведение детской Масленицы ставит своей целью познакомить детей с русскими народными обычаями. Диалоги, как правило, выстроены в стихах, в доступной форме рассказывается о традициях, обязательно присутствует героиня праздника — румяная барыня-Масленица, в сценарий включены игры, загадки, в конце праздника (который обычно проходит в детском саду или в начальной школе) детей ждет праздничное угощение с блинами.
Остро стоит вопрос — сжигать или не сжигать Масленицу. За каждой традицией обычно изначально стоит какое-то символическое значение. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [6, c. 84]. В настоящее время это действие имеет развлекательное значение, и далеко не во всех семьях детям объясняется суть обряда, который не знают и не все взрослые. Задача сценариста детского праздника, во-первых, рассказать о символическом значении этой традиции, предложить детям участвовать в нем добровольно, спросить, есть ли у них какие-то опасения или вопросы. Ориентируясь на реакцию детей, на то, есть ли у них интерес или больше опасений, можно уже принять решение, проводить ли этот обряд или, может, стоит ограничиться рассказами о том, как праздновали масленицу в древние времена. Главный же акцент праздника надо сделать на неизбежном наступлении весны, главные герои — сказочные существа: Весна, Зима, Леший, Баба-Яга, Скоморохи, которые ведут с детьми активный диалог, вовлекают детей в активные игры.
Совсем иное — праздник масленицы в городе. Обычно на площади сооружается сценическая площадка для развлекательной программы. По сторонам сцены установлены «снаряды» для конкурсов: столб для лазания за призами; бревно-бум, на котором будут биться мешками с сеном; колья (свайки) для забивания их в землю специальной битой и др. Рядом с площадью, где проводится Масленица, могут работать торговые «точки»: блинная, квасная, пирожковая, чайная, сувенирная, книжная, кондитерская, кофейная и т. п. Это антураж. Сценарий же городского мероприятия предполагает интерактив. Праздничная программа на сцене должна чередоваться с активными играми: ведущие праздника должны выходить «в народ». Городское празднество, пожалуй, больше всего напоминает масленичные гулянья старины, когда не разбирались в истоках традиции, а праздновали, потому что «так положено». В сценарий надо обязательно включить и масленичный поезд, и хороводы, и катание с горок, и сожжение чучела Масленицы. Городская Масленица длится как положено — целую неделю, либо пик веселья приходится на выходные, поскольку современные люди в будни все-таки ходят на работу.
В программу можно включить конкурсы частушек, хоккейные и конькобежные турниры, катание с ледяных гор и на лошадях, состязание силачей, канравал ряженых, выставки-ярмарки народного ремесла.
Наконец, рассмотрим празднование Масленицы за рубежом, в среде русской диаспоры. Для соотечественников этот праздник играет важную роль, так как это не просто повод повеселиться, но и еще одна возможность передать знания подрастающему поколению об истории русского народа, его традициях и обычаях. Разумеется, что в сценарии в виде сценок, игр, песен рассказывается о масленичных традициях. Пожалуй, здесь праздник имеет элементы шоу, ведь соотечественники являются носителями двух культур и иногда о русской культуре знают немного. Справедливо заметить, что порой российская молодежь знает о русской культуре порой еще меньше. Тем не менее, за рубежом в честь праздника проводятся карнавальные шествия с ряжеными и маскарадами. Организуются масленичные городки со сценой, местами продаж еды (конечно, блинов) и сувенирной продукции, аттракционами.
Сегодня мы становимся свидетелями процесса возрождения масленичных традиций как в России, так и в общинах российских соотечественников в других странах. Потребность праздновать Масленицу в современном обществе действительно существует, а вот профессионалов в этой сфере, людей, которые могли бы грамотно рассказать, как праздновалась традиционная Масленица сто-двести лет назад — единицы. Тем важно развивать умение писать сценарии массового праздника на основе народных традиций и обрядов.
Литература:
- Аль Д. Н. Основы драматургии: Учебное пособие. — 4-е изд. — СПб.: СПбГУКИ, 2005. — 137 с.
- Андрейчук Н. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников: Учебное пособие. — М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2014. — 160 с.
- Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. — 160 с.
- Генкин Д. М. Массовые праздники: учеб. пособие / Д. М. Генкин. — Москва: Просвещение, 1975. — 256 с.
- Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2009. — 767 с.: ил.
- Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с.
- Свечникова О. Б. Эволюция сценарной драматургии в русской народной праздничной культуре [Текст] / О. Б. Свечникова // Молодой ученый. — 2012. — № 2. — с. 338–341.
- Силин А. Д. Площади — наши палитры. — М.: «Советская Россия», 1982. — 184 с.
СХЕМА ПОСТАНОВОЧНОГО ПЛАНА ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Томик_Талантов
все записи автора ВНИМАНИЕ. Во вложенном файле всё всё тоже самое, только с очень важной таблицей.
ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН – форма фиксации элементов режиссерского замысла, т.е. режиссерская разработка, либо режиссерская экспликация.
I. ВСТУПЛЕНИЕ (МОТИВИРОВКА ВЫБОРА ТЕМЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ).
В этом разделе указывается мотивировка выбранной темы сценария, ее социально-педагогическое значение для прогнозируемой аудитории. II. ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЦЕНАРИЯ.
1). ТЕМА СЦЕНАРИЯ – проблема, которую ставит автор, либо предмет художественного явления автора. Тема должна быть конкретна, кратка и нести в себе 3 основных вопроса: ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
2). ИДЕЯ СЦЕНАРИЯ – основной вывод, следуемый из сценария. Формулировка идеи отражает определенные причинно-следственные связи, поэтому чаще всего привлекаются грамматические формы: благодаря тому что…, несмотря на то что…, только…, если… и т.д.