В школьном праздничном календаре немало торжественных и весёлых дат. Некоторые из них повторяются из года в год, виновниками других торжеств становятся только первоклассники или выпускники. Давайте вспомним основные праздники, чтобы ни о чём не забыть в будничной суете. Поскольку школьный учебный год не равен календарному, о праздниках будем рассказывать, начиная с сентября.
- 1 сентября — День знаний
- 5 октября – День учителя
- Последнее воскресенье ноября – День матери
- 1 января – Новый год
- 7 января – Рождество Христово
- Январь-февраль — Прощание с азбукой (Праздник букваря)
- Февраль-март – Масленица
- 23 февраля – День защитника Отечества
- 8 марта – Международный женский день
- Апрель-начало мая – Пасха
- 9 мая – День Победы
- 25 мая – Последний звонок
- Конец июня – Выпускной вечер
День знаний
Когда отмечается
1 сентября
Смысл и история праздника
В государственном календаре появился в 1980 году, что лишь официально закрепило устоявшуюся традицию относиться к этому дню с особым трепетом. Тогда же праздник получил привычное нам название – День знаний. Наиболее распространённая точка зрения о том, почему учебный год начинается 1 сентября, гласит, что это дань традиции, которая сложилась давным-давно. Ведь в старые времена большинство детей училось в школах при церквях, а церковный новый год начинался именно в первый день осени.
Как отмечают в школах
День знаний принято отмечать с размахом, устраивая продолжительные торжественные линейки, которые затем продолжаются классными часами.
Что подарить
В России 1 сентября учителям дарят цветы. В последние годы появилась новая традиция вручать классному руководителю один букет и направлять сэкономленные средства на благотворительные цели. Кроме того, многие родители поздравляют в этот день и детей. Несмотря на то, что по Сети бродит грустноватая шутка: «Поздравлять 1 сентября учителей и детей — то же самое, что поздравлять лошадь с началом посевной» — для большинства из нас День знаний всё же праздник, а трудности начинаются уже после него. Выбирая подарок ребёнку, не стремитесь купить что-то сугубо практичное и полезное, а лучше учтите интересы и пристрастия самих учеников.
Статья «Праздники в школе»
Праздники в школе.
Существует весьма распространенное мнение, что задача школы – дать знания, умения и организовать деятельность, основанную на том, что знает и умеет школьник. Нам кажется, есть еще один элемент, роль которого в школьной жизни огромна,- это отношение к тому, что знаешь, умеешь и делаешь.
Что происходит со знаниями? Они растут: у одних- быстро, у других- не очень. Умения развиваются: во втором классе могу больше, чем в первом; в одиннадцатом – больше, чем в девятом. С отношениями сложнее. Оно не растет и не убывает- оно меняется, меняется порой быстро и непредсказуемо. Восторг и радостное потрясение, которое испытал сегодня, завтра могут уйти, и все станет привычным, ожидаемым, нормальным. За ощущениями предсказуемости последует безразличие, затем раздражение, а если представить самое худшее, тои отвращение. Впрочем, такой ряд вовсе не закономерен: любое состояние может оказаться переломным, и безразличие снова станет сначала заинтересованностью, а затем восторгом.
В групповой психологии и социологии есть теории, утверждающие , что смена отношений, их цикличность закономерны и что этот феномен можно скорее учитывать, нежели влиять на него. Многие принимают эту точку зрения лишь частично, утверждая, что в школе влиять на отношение возможно. Более того: на самой идее такого целенаправленного влияния – создании «восторженно- фантастического» из «нормально- обыденного» — можно построить цикл школьных праздников. Жизнь, как известно, состоит из событий и отношения к этим событиям. Поэтому необходимо, чтобы в школьной жизни появились События, которые приносили бы их участникам радость «здесь и сейчас» и давали бы надежду на то, что эта радость повторится.
Праздники бывают разными… Традиционными и неожиданными, общенародными и семейными, взрослыми и детскими. Любой праздник может оказаться удивительным событием или скучным мероприятием. Может оказаться или оказывается, потому что…? Кто-то скажет: какие тут могут быть объяснения? Праздник – это состояние души, единица Счастья, и, если мы будем его проектировать или анализировать, он исчезнет, превратится в методический набор « праздничных мероприятий».Согласиться с этим можно лишь отчасти. Да, любой праздник это, несомненно, «состояние души». Но ведь это состояние не возникает из ничего, оно всегда связано с нашей деятельностью, событиями. Их, эти события, мы ожидаем, к ним готовимся, в них участвуем, а затем вспоминаем ( с радостью, сожалением, а может, и стыдом) о том, что было.
Праздник наряду с игрой является одним из древнейших феноменов социальной жизни человека, частью общечеловеческой культуры. Потребность в празднике – это потребность человека в разделенной с другими «радостями бытия» Собственно. Превращение радости из «своей» в «общую» и создает праздник, умножает радостное сопереживание других (или хотя бы другого), делает его общим.
Будучи явлением сложным, любой праздник состоит из множества составляющих:
— устойчивые элементы (участники, повод, тема),
-формообразующие элементы-символы (елка, торт, свечи и т.п.),
-новые авторские элементы, связанные как с содержанием, так и с организацией праздника.
Тема праздника определяет содержание того, что на нем происходит. Выбор подходящего повода является часто залогом успеха праздника.
Придумывая, организуя и проводя праздник, имеет смысл опираться на устойчивые элементы, которые могут стать основой формы праздничного действия:
-церемониал, театрализация, импровизация и др.
В рассуждениях о празднике ключевым словом является слово «радость». Кажется, что идеальный, «состоявшийся» праздник всегда объединяет общей радостью тех, кто имеет к нему отношение ( на уровне организации, участия, зрительского сопереживания, хотя эти роли подчас невозможно разделить). Причем радость эта как бы сквозная: мы ее ожидаем, испытываем, вспоминаем о ней.
Праздник в школе – это создание эмоционально привлекательной школьной среды. Среда обитания в нашем случае – школьная. Надо делать погоду, надо брать на себя смелость определять мир, в котором комфортно жить и интересно учиться созидать
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 516
Иванова Полина Леонидовна
День учителя
Когда отмечается
5 октября
Смысл и история праздника
День учителя был учреждён 29 сентября 1965 года. До начала девяностых годов его отмечали в первое воскресенье октября. Но с 1994 года в праздничном календаре более чем ста стран появился Всемирный день учителя (World Teaches’ Day) — 5 октября. Дата выбрана не случайно: именно в этот день в 1966 году в Париже прошла Специальная межправительственная конференция о статусе учителей. Россия тоже стала одной из стран, отмечающей День учителя 5 октября, тем более что нам и менять-то практически ничего не пришлось: праздник у нас по-прежнему приходится на самое начало октября.
Как отмечают в школах
В школах День учителя обычно празднуют с размахом. Концерты, Дни самоуправления, различные соревнования — всё это уже традиционно входит в праздничную программу. А с 1995 года именно в этот день награждают наиболее отличившихся педагогов, присваивая им почётное звание Заслуженный учитель Российской Федерации.
Что подарить
Дети и родители тоже могут поздравить любимых учителей. Всегда уместны не только цветы, но и чайные, кофейные, фруктовые или конфетные букеты.
День матери
Когда отмечается
В последнее воскресенье ноября
Смысл и история праздника
Один из самых новых праздников в нашей стране, который, тем не менее, стараниями воспитателей детских садов, школьных учителей, представителей общественных организаций и государства постепенно входит в нашу жизнь. Установлен он Указом Президента РФ в 1998 году после того, как с инициативой о его учреждении выступил Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодёжи.
Как отмечают в школах
В честь Дня матери в школах устраивают праздничные концерты и выставки работ детей и мам-рукодельниц, на уроках технологии и рисования дети готовят подарки мамам. Поскольку традиции празднования Дня матери пока только зарождаются, каждый из нас имеет уникальную возможность поучаствовать в их формировании.
Что подарить
Пожалуй, любая из мам согласится с тем, что лучший подарок для неё в этот день — внимание детей и их поделки.
Новый год
Когда отмечается
1 января. Правда в школах этот всенародно любимый праздник отмечают несколько раньше календарной даты, как правило, в период с 25 по 30 декабря, поскольку в конце декабря у детей начинаются каникулы.
Смысл и история праздника
Наступление нового календарного года в России со времён Петра I празднуется широко, весело и ярко. При нём же к нам пришла традиция украшать дома ветвями хвойных деревьев, а в XIX веке в России стали наряжать ёлки.
Как отмечают в школах
Новогодние утренники, «огоньки», карнавалы уже давно стали традицией, они задают тон и настраивают на праздничный лад. Дети украшают здание школы и кабинеты, на уроках готовят подарки родителям.
Что подарить
Если в классе принято поздравлять детей, то удачным подарком станут наборы для творчества или рукоделия, которые не только порадуют ребят, но и послужат их развитию. Учителям можно приготовить сладкие наборы или фруктовые корзинки.
«Наши таланты»
В каждом классе есть дети, которые рисуют, поют, играют на музыкальных инструментах, танцуют. Среди своих в уютном кабинете ребятам гораздо легче выступить или рассказать о своем увлечении, чем перед большой аудиторией. Ребята раскрываются по-новому, это способствует повышению самооценки, что особенно важно для тех, кто в силу разных причин не достиг успехов в обучении. Очень важно, чтобы ребята выступали добровольно. Лучше всего, если классный руководитель объявит о празднике заранее. Из собранных заявок составляется программа, а ведущими праздника становятся дети.
Рождество Христово
Когда отмечается
Православные христиане празднуют Рождество 7 января.
Смысл и история праздника
В последние десятилетия активно возрождаются, казалось, навсегда ушедшие от нас праздники, в том числе — Рождество, второй по значимости после Пасхи праздник православных христиан, в который вспоминают рождение в Вифлееме младенца Христа.
Как отмечают в школах
В школах России Рождество редко празднуют широко, поскольку оно приходится на зимние каникулы и является выходным днём. Тем не менее, во многих учебных учреждениях устанавливают традиционные вертепы (именно в вертепе — пещере — согласно Евангелию, родился Христос), устраивают выставки, посвящённые Рождеству Иисуса Христа и т. д. Поскольку страна у нас многонациональная и многоконфессиональная, в праздновании этого тёплого, доброго и семейного зимнего праздника с удовольствием участвуют не только православные.
Что подарить
В качестве подарков подойдут сделанные своими руками ёлочные украшения или даже красиво упакованная выпечка.
Праздники для младших школьников
Сценарий
У любого праздничного мероприятия должен быть сценарий. Общий сценарный замысел и конкретное наполнение сценария могут быть самыми разными и зависят от многих факторов. С другой стороны, сценарий — это не строгая инструкция для применения, а всего лишь алгоритм действия, который допускает импровизации и вольные отклонения от него. Данное обстоятельно особенно актуально, учитывая тот факт, что приходится иметь дело с детьми — существами во многом непредсказуемыми.
Наиболее подходящими сценарными моделями для праздников в начальной школе являются:
1) сюжетно-игровая программа со сквозным сказочным или литературным сюжетом и большим набором конкурсов и игр для зрителей;
2) праздничные концерты, во время которых ученики читают стихи, поют песни, танцуют, показывают небольшие инсценировки, часто шуточного содержания;
3) КВНы, турниры и прочие конкурсно-игровые программы (желательно, между командами, а не отдельными игроками);
4) подвижные программы на открытом воздухе (естественно, в хорошую погоду).
Если праздник имеет общегосударственное значение, то тематика праздника задаётся тем историческим событием, которое нашло отражение в праздничной дате. Основная проблема таких праздников — их ежегодная повторяемость. С каждым годом для организатора праздника становится всё труднее и труднее придумать что-нибудь новое и оригинальное. Если же каждый год повторять один и тот же заезженный сценарий, то праздник перестаёт быть таковым, всё больше превращаясь в формальность. Как выйти из положения в такой ситуации? Сохранив»рыбу»сценария, менять только детали, тем самым внося в праздничный сценарий новые краски. Меняйте игры, меняйте
стихи, вводите других сказочных персонажей… В прошлом году это был Винни-Пух, в этом году Незнайка, на следующий год тот же праздник будет вести Иванушка-дурачок. В прошлом году Международный женский день справлялся в виде конкурсной игры»А ну-ка, девочки!», в этом году праздник можно провести в виде конкурса»Мисс Вселенная»или в виде состязания Золушек.
Большой любовью у школьников пользуются конкурсно-игровые программы, во время которых ребята получают возможность»померяться силами». В отличие от средних и старших школьников, соревнования в начальной школе желательно проводить не между отдельными игроками, а между командами, так как в команде ребёнок будет чувствовать себя более уверенно и защищённо. Если же вы планируете провести состязание между отдельными ребятами, тогда необходимо подобрать такие конкурсы, чтобы в разных состязаниях был свой победитель. Таким образом, в конце праздника у вас появится реальная возможность наградить каждого ребёнка. Во время конкурсно-игровых программ нельзя забывать и о зрителях, болельщиках. Важно придумать конкурсы и для этой категории участников праздника.
Особое слово следует сказать о жюри — людях, которым придётся оценивать игру. С одной стороны, это не должны быть»люди с улицы». Во-первых, присутствие посторонних людей всегда напрягает. Во-вторых, члены жюри должны пользоваться авторитетом и доверием у игроков, в противном случае их мнение окажется под сомнением. Если жюри сформировано из детей, то один из членов обязательно должен быть взрослым, чтобы координировать работу детского жюри. С ним необходимо заранее обговорить такой момент, как критерии оценки конкурсов. Понятно, что они не должны быть слишком строгими. Помните, что главный постулат, определяющий деятельность жюри:»победила дружба». А это значит, что оценки должны быть неизменно высокими, а количество победителей в конечном итоге должно совпасть с количеством участвующих команд. Просто одна команда награждается за смекалку, другая — за артистичность, а третьей и вовсе достаётся приз зрительских симпатий.
Много идей для сценариев школьных праздников можно найти в телевизоре. Именно с голубых экранов в своё время шагнули в школы такие игры, как КВН,»Что? Где? Когда?»,»А ну-ка, девушки!»,»Любовь с первого взгляда»,»Поле чудес»и многие другие. Естественно, телевизионные игры придётся адаптировать под возрастные особенности младших школьников.
Если вы планируете организовать концерт, тот тут следует исходить из возможностей конкретных детей. Так как важным условием любого концерта является жанровое разнообразие номеров, то первым делом необходимо выяснить, на что способны ученики данного класса. Есть ли дети, которые хорошо поют, кто любит и умеет рассказывать стихи, кто неплохо танцует и т. д. Не зная реальных возможностей детей, нельзя приготовить хороший концерт! А распределять роли автоматически — ты поёшь, ты танцуешь, а ты стихи читаешь, не важно есть у тебя к этому способности или нет, — заранее проигрышная стратегия. Если в классе недостаточно талантливых детей, что невероятно само по себе, то от концертной формы праздника лучше отказаться. С другой стороны, концерт может стать наиболее удачной формой проведения праздника в том случае, если на подготовительную работу совсем не остаётся времени. Идеально подходит концертная форма и для небольших утренников, посвящённых 23 февраля и 8 марта. Как правило, такие праздники проводятся непосредственно в учебное время, поэтому не могут длиться долго. К тому же, в подготовке к празднику принимает участие только половина класса — либо мальчики, либо девочки, что значительно ограничивает возможности праздника.
При создании праздничного сценария важно учитывать тот момент, что воплощать его будут не профессиональные актёры, а всего лишь маленькие дети, большая часть которых даже не обладает актёрскими способностями. По этой причине роли в детских праздниках не должны быть слишком большими и сложными для запоминания. К тому же, они должны оставлять место для детской импровизации. Нельзя давать ребёнку непосильные задания, которые он в принципе не способен выполнить. Следует учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. Уже на этапе написания сценария важно иметь в виду конкретных детей, которые, по вашему замыслу, будут играть ту или иную роль. Это как при создании фильма, когда какая-то роль пишется специально под конкретного актёра, с учётом его профессиональных возможностей и особенностей игры. Если вы берёте готовый сценарий, то роли также следует распределять между детьми с учётом их индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.
Начинаться праздник должен ярко и торжественно, чтобы дети сразу же настроились на праздничную волну. Это может быть совместная пляска или несложная разминочная игра.
Весь праздник должна пронизывать одна общая идея, которая будет связывать между собой все элементы праздника. Хорошо, если на празднике будет присутствовать какой-то сквозной персонаж, который поможет ведущему вести праздник или же сам будет выполнять роль ведущего. Первое появление этого персонажа должно быть интересно обыграно.
Дальнейшее действо должно развиваться по нарастающей, иначе интерес младших школьников быстро затухнет. Это значит, что праздничные номера и забавы следует подбирать таким образом, чтобы они шли по линии увеличения эмоционального накала. При этом общие игры и пляски должны чередоваться с сольными выступлениями, стихи — с активными развлечениями, игры на ловкость — с интеллектуальными играми. Желательно использовать стихи, песни, сказки и игры, в массе своей хорошо известные детям и любимые ими. Если на празднике присутствуют родители и другие гости, то необходимо предусмотреть игры и номера с их участием.
Наивысшая точка эмоционального напряжения называется кульминацией. В этот момент участники праздника чувствуют, что должно произойти что-то значимое и важное. Кульминацией может быть либо наиболее яркий, эмоционально-насыщенный и часто самый сложный конкурс программы, либо особо любимая, как правило, массовая игра, либо сюжетный поворот, который приводит к столкновению главного героя с противоборствующими силами и далее к его преображению.
Завершается праздничная программа самым приятным для детей действом — раздачей призов и подарков, что желательно обставить в игровой форме. Можно преподнести подарки в какой-нибудь оригинальной упаковке. Можно спрятать их и попросить детей найти. Можно раздавать подарки в качестве призов. Сам процесс раздачи подарков должен быть быстрым, но без суеты.
Если праздник предполагает праздничный пир, то необходимо позаботиться о праздничном столе. Он должен быть украшен по-праздничному, а блюда стола должны быть по-настоящему вкусными и, по возможности, связанными с темой праздника.
Обратите внимание, что программу праздника составляют таким образом, чтобы в неё можно было легко и безболезненно внести изменения.
Прощание с азбукой (Праздник букваря)
Когда отмечается
Подвижный, не имеющий точной даты праздник. Чаще всего приходится на январь — февраль.
Смысл и история праздника
Это ещё один сугубо школьный праздник, который касается представителей только одной параллели — первоклассников. История умалчивает, когда в наших школах прощание с букварём превратилось в настоящий праздник. Известно только, что отмечают его уже не одно десятилетие. Причём в тех местах, где, помимо русского, дети учат и национальные языки, празднуют прощание как с русской азбукой, так и с первыми учебниками родного языка. Так, например, ребята из Крыма, обучающиеся на крымскотатарском языке, прощаются не только с азбукой, но и элифбе.
Как отмечают в школах
Прощание с азбукой учителя и родители стараются превратить в незабываемое и трогательное событие: ставят сценки, учат песни, делают поделки в виде букв, устраивают чаепития.
Что подарить
Детям в этот день дарят полезные подарки (красочно оформленные словари, справочники, энциклопедии, головоломки) и, как правило, оставляют на память их первый учебник — Азбуку.
Масленица
Когда отмечается
Тоже праздник без конкретной даты, приуроченный к последней неделе перед Великим постом (обычно в феврале — начале марта).
Смысл и история праздника
Масленичная неделя на Руси – издавна время народных гуляний. Не прерывалась традиция даже в советское время, просто тогда Масленицу назвали проводами зимы. В праздновании Масленицы можно увидеть следы язычества и отголоски древних обрядов, однако радость по поводу окончания зимы и наступления долгожданной весны понятна и близка и в наше время.
Как отмечают в школах
Любимый народный праздник уже давно празднуется широко и масштабно. Не забывают о нём и в школах, устраивают гулянья, конкурсы поделок, пекут блины, утратившие в нашей жизни обрядовое значение и ставшие просто традиционным, но очень любимым национальным блюдом. Как и Рождество, Масленицу с удовольствием празднуют представители самых разных народов нашей страны.
Что подарить
В Масленичную неделю подарки обычно не дарят, ограничиваются вкусным угощением.
День защитника Отечества
Когда отмечается
23 февраля
Смысл и история праздника
Начало празднованию Дня защитника Отечества было положено почти сто лет назад. В 1919 году в честь событий февраля 1918 года было предложено учредить День Рабоче-крестьянской Красной армии. Позже он стал называться Днём Советской Армии и Военно-морского Флота. А с 1993 года закрепилось нынешнее название праздника. Сегодня о том, почему для нового «красного дня календаря» был выбран именно этот день, спорят историки, поскольку никаких особенно значимых военных побед или хотя бы событий именно в этот день в 1918 году не было. Тем не менее, праздник есть, он любим нами, а с 2002 года ещё и стал нерабочим днём.
Как отмечается в школах
В наших школах принято поздравлять с Днём защитника Отечества мальчиков и учителей-мужчин, организовывать концерты, выставки поделок. В некоторых школах возрождается традиция проведения смотров строя и песни.
Что подарить
В качестве подарков детям подойдут наборы для изготовления мыла в виде оружия или химических опытов, «всамделишные» фляжки и т. д., а учителям можно выбрать органайзеры, ручки с гравировкой, оригинальные ежедневники, наборы разных сортов кофе или чая и т.п.
Годовой цикл школьных праздников и мероприятийкалендарно-тематическое планирование на тему
ГОДОВОЙ ЦИКЛ ШКОЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ И МЕРОПРИЯТИЙ:
1 сентября – День знаний – начало нового учебного года, общий праздник учащихся и их родителей, учителей.
Цели:
— воспитание уважения к школе, коллективу, стране;
— формирование коллективизма, чувства гордости.
8 сентября – День здоровья – поход в тундру, спортивные соревнования.
— формирование здорового образа жизни;
— воспитание бережного отношения к природе.
Третья неделя сентября(28 сентября)) – КТД «День Урожая» – праздник для учащихся 1-11 классов: ярмарка-распродажа даров осени, русские народные гуляния «А мы ложками, мы трещотками!» русские народные игры, творческие состязания, спортивные мероприятия, театрализованное представление.
Цели:
— формирования культуры взаимоотношений, поведения;
— развитие творческих способностей учащихся;
-патриотическое воспитание
(2 октября) Первая неделя октября – КТД «День учителя» – конкурс творческих работ учащихся: «Учитель, тебе посвящается…», общешкольный концерт «От чистого сердца», спортивный праздник с участием учителей и учащихся «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас», конкурс классных программ, День ученического самоуправления.
Цели:
— поддержание интеллектуального, нравственного и физического развития личности учащегося;
— создание условий для развития индивидуальных и творческих способностей в коллективной деятельности.
Первая неделя ноября — «Старты надежд» — спортивный праздник для учащихся 1-х, 5-х классов.
Цели:
-помощь детям в адаптационный период;
-раскрытие способностей учащихся;
-приобщение к здоровому образу жизни.
12 декабря «Исторические превращения двуглавого орла»: викторины, выпуск стенных газет, посвященных Дню Конституции, «Круглые столы», диспуты.
Цели:
-расширение представлений о разных способах социального устройства в жизни;
-воспитание патриотических чувств.
Декабрь КТД «В гостях у Дедушки Мороза»: работа новогодних мастерских, тематические классные часы, утренники, карнавалы, дискотеки.
Цели:
-формирование коллективной творческой деятельности;
-развитие творчества.
Декабрь. Олимпиады по предметам.
Цели:
-совершенствование познавательных процессов (память, речь, мышление);
-формирование познавательных процессов.
Третья неделя января. «Рождественский вернисаж»: выставки творческих работ учащихся, посвященных зимнему периоду и традициям русского народа.
Цели:
-воспитание любви к Родине через традиции русского народа;
-привитие навыков общения с природой посредством искусства.
Февраль. Месячник по военно-патриотическому воспитанию: КТД, военно-патриотические игры: «Аты, баты, шли солдаты», «Солдатской тропкой», конкурс рисунков: «Защитники Родины», стенных газет: «Я — патриот», конкурс инсценированной солдатской песни, неделя классного руководителя с открытыми тематическими классными часами, посвященными военно-патриотической тематике, спортивные мероприятия.
Цели:
-военно-патриотическое воспитание учащихся;
-здоровый образ жизни;
-сплочение школьного коллектива.
Первая неделя февраля. «Алло, мы ищем таланты!»- фестиваль художественной самодеятельности классных коллективов.
Цели:
— расширение представлений о человеке в многообразных творческих увлечениях;
— формирование опыта коллективной творческой деятельности.
Вторая неделя февраля. КТД: « День Святого Валентина».
Цели:
-повышение творческого потенциала всех участников воспитательного процесса;
-развитие навыков общения между учащимися разных возрастов.
Четвертая неделя февраля. Фестиваль детского творчества «Радуга».
Цели:
-отчет педагогов дополнительного образования о работе за год
-нравственное совершенствование личности ребенка;
-развитие деловых качеств личности;
-развитие творческого воображения.
Первая неделя марта. КТД: «Праздник весенний, прекрасный..» — классные утренники, дискотеки, концерты-поздравления для мам, бабушек, учителей, «Мисс Весна»- конкурс красоты, спортивные праздники — «Я и мама — фитнесс леди».
Цели:
-формирование навыков коллективно- творческой деятельности;
-развитие способности и оценки собственной жизни и деятельности с позиции добра, истины, красоты.
Третья неделя марта. КТД: « Человек и его профессия»- встречи с представителями различных учебных учреждений города с выпускниками, тематические классные часы.
Цели:
-профессиональная ориентация учащихся
-определение профессиональных интересов;
-расширение представлений о профессии людей.
1 апреля. КТД «День Бантиков, Смеха и Веснушек». Общешкольный праздник, задействованы и учителя и ученики, дископеремены, шутливые украшения территорий, «перевоплощения», шутки, «забор жалоб и предложений».
Цели:
— развитие творчества, самотворчества и самоуправления;
— формирование представлений о здоровом образе жизни;
— развитие творческого мышления.
Третья неделя апреля. Праздник. «Прощай, Азбука!»- Праздник для первоклассников.
Цели:
-знакомство с традициями школы;
-формирование качеств составляющих культуру поведения;
-развитие навыков творчества;
-привлечение родителей к жизни в школе.
Четвертая неделя апреля. День микрорайона. День открытых дверей, выставки творческих работ, встреча с администрацией, педагогами, праздничный концерт.
Цель:
-раскрытие творческого потенциала учащихся;
-привлечение родителей в школу.
Первая неделя мая. КТД «Поклонимся великим тем годам». Встречи с ветеранами ВОВ, литературно-поэтическая гостиная, праздничный концерт, конкурс сочинений, творческих работ, выставки рисунков, поделок, выпуск стенных газет, военно-патриотические игры.
Цели:
-воспитание патриотизма учащихся;
-расширение представлений об истории Родины.
Вторая неделя мая «Прощание с начальной школой» — последний звонок для выпускников начальной школы.
Цели:
-развитие навыков творчества;
-формирование культуры взаимоотношений.
Третья неделя мая. «Последний звонок для учащихся 9-х, 11-х классов» — линейка, КТД «Вспомним детство золотое», театрализованное представление.
Цели:
-формирование навыков коллективной творческой деятельности;
-формирование идеала человека, жизненной позиции.
№ п/п | Название мероприятия | Дата проведения | Время проведения | Место проведения | Количество учащихся |
День города — сентябрь: | |||||
1. | Встречи с первопроходцами и ветеранами города «Стал ты нашей судьбой». | 1.09. | 12-00 | Музейная комната | 21 |
2. | КТД «День Урожая» | 4.09 | 9-00-12-00 | 666 | |
День учителя-октябрь: | |||||
1. | КТД «Учитель в имени твоём…» | 30.09-5.10 | Территория школы | 300 | |
2. | День самоуправления | 30.09 | 8-30-15-00 | Территория школы | 666 |
День пожилых людей – октябрь: | |||||
1. | Выставка книг «Мои родные старики» | 1.10-10-10 | библиотека | 200 | |
2. | Конкурс рисунков «Бабушка и дедушка, я вами горжусь» | 28.09-5.10 | Зимний дворик | 100 | |
План мероприятий на осенние каникулы – ноябрь: | |||||
1. | «Давайте познакомимся» КТД для родителей, уч-ся, педагогов | 3.11 | 14-00 | Актовый зал | 60 |
2. | Первенство школы по футболу среди уч-ся 7-8 классов | 5.11 | 11-00 | Спортивный зал | 80 |
День народного единства – ноябрь: | |||||
1. | Викторина «Сущности и значения Государственных символов РФ» | 17.11 | 14-30 | Актовый зал | 25 |
2. | Классный час «Права на всякий случай» | 9.11 | 12-50 | Классные кабинеты | 150 |
День матери – ноябрь: | |||||
1. | «Давайте познакомимся» КТД для родителей, уч-ся, педагогов. | 23.11 | 18-00 | 218 | 40 |
2. | «Мамины руки»- конкурс семейных творческих работ | 16.11-21.11 | Зимний дворик | 75 | |
Всемирный день инвалидов — декабрь: | |||||
1. | ВЫСТАВКА КНИГ «День инвалида» | 1.12-7.12 | библиотека | 200 | |
2. | ДЕЛОВАЯ ИГРА Мы вместе! | 8.12 | 12-50 | Актовый зал | 30 |
План мероприятий, посвященных Ямалу – декабрь: | |||||
1. | Конкурс рисунков: «Рассказывает геральдика» | 8.12- 15.12 | 12-00 | Зимний дворик | 100 |
2. | Разучивание гимна на уроках музыки | декабрь | Кабинет музыки | 200 | |
План мероприятий, посвященных новогодним и рождественским праздникам – декабрь: | |||||
1. | Театрализованное представление | 9.01 | 11-00 | Актовый зал | 100 |
2. | Выставка творческих работ «Зимний калейдоскоп» | 24.12-30.12 | Зимний дворик | 70 | |
План мероприятий, на зимние каникулы- январь | |||||
1. | Спортивная игра «Выше, быстрее, сильнее!» | 30.12 | 11-00 | Спортивный зал | 100 |
2. | Конкурсно — развлекательная программа «Не нужен клад, когда в семье лад» | 10.01 | 12-00 | 218 | 25 |
День Защитника Отечества-23 февраля | |||||
1. | Зарница: «Солдатушки, браво, ребятушки!». 10 кл. | 19.02 | 12-50 | Зимний дворик | 45 |
2. | Конкурс инсценированной солдатской песни. 6-е кл. | 18.02 | 12-50 | Зимний дворик | 40 |
Международный день-8 марта: | |||||
1. | Конкурс сочинений: «Мамина мечта» | 26.02.-10.03 | Зимний дворик | 100 | |
2. | Праздничный концерт «Мамочке моей» | 5.03 | 17-00 | Актовый зал | 100 |
План мероприятий на весенние каникулы – март: | |||||
1. | Преодоление полосы препятствий 10-е классы | 21.03 | 12-00 | Спортивный зал | 40 |
2. | Весёлые старты между 5-ми классами | 24.03 | 10-00 | Спортивный зал | 55 |
Международный день солидарности трудящихся – 1 мая: | |||||
1. | Классные часы «Твои люди, город!» | 27.04-30.04 | По расписанию | Классные комнаты | 668 |
2. | «Мы с городом этим растем и поем»!- отчетный концерт | 6.05 | 17-00 | Актовый зал | 100 |
День Победы- 9 мая: | |||||
1. | Работа музейной комнаты Хранители воинской славы» Встреча ветеранов и первопроходцев с уч-ся школ города» | 1.05-15.05 | По отдельному графику | Музейная комната | 500 |
2. | «Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками»- тематические классные часы | 1.05.-9.09. | По расписанию | Классные комнаты | 668 |
Международный день защиты детей – 1июня: | |||||
1. | Спортивные соревнования среди семей «Стартуем вместе» | 27.05. | 10-00 | Спортивный зал | 55 |
День России- 12 июня: | |||||
1. | Тематическая выставка «Почетные жители города» | 5.06-12.06 | Зимний дворик | 10 | |
2. | Конкурс плакатов: « Моя Родина» | 5.06-12.06 | Зимний дворик | 100 | |
День любви, семьи и верности: | |||||
1. | Конкурс рисунков и сочинений «Мир семьи» | 25.05-31.01 | Зимний дворик | 100 |
Международный женский день
Когда отмечается
8 марта
Смысл и история праздника
Всенародно любимый весенний праздник в России давно уже потерял своё идеологическое значение и воспринимается просто как праздник женщин. И мало кто вспоминает о том, что российские женщины впервые отметили его в 1913 году «в рамках движения за мир», а в 1921 году решением Второй Коммунистической женской конференции был установлен Международный женский день. В СССР праздник был любим настолько, что с 1966 года стал нерабочим днём. В 1975 году праздновать восьмого марта Международный женский день начала и ООН.
Как отмечают в школах
В российских школах восьмого марта поздравляют девочек и сотрудниц-женщин. Праздничная программа обычно обширна: концерты, конкурсы, «огоньки» и т. д.
Что подарить
Девочек можно порадовать наборами для изготовления кремов, ароматических бомбочек для ванн, украшений из бисера. Учителям-женщинам поднимут настроение цветы, подарочные сертификаты магазинов косметики или бижутерии и т.п.
Организация праздников в начальной школе.
Организация детских праздников в начальной школе.
Школьные праздники – одна из форм воспитательной работы с детьми. В жизни младшего школьника праздник занимает особое место. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Дети этого возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость, острота восприятия, стремление к самовыражению. Это должно определять и формы работы. В организации и проведении праздников принимают участие весь коллектив класса, старшие братья или сестры, родители младших школьников. Коллективная деятельность по подготовке к празднику бывает, как правило, радостной, способствует устранению конфликтных ситуаций между детьми, их сплочению, что делает школьный праздник эффективным средством для развития и роста коллектива. Особенно это актуально при наличии в классах детей, слабо владеющих русским языком. Через организацию праздников учащиеся приобщаются к определенным культурным традициям, раскрываются индивидуальность ребенка, честность, благородство, душевная чуткость, стремление поставить себя на место другого. Перед педагогами в организации праздников стоит одна из важнейших задач: распознать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, а также все, что мешает ему проявить себя. С каждым ребенком необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуальный подход. В зависимости от характера определяется роль участника в празднике. Детям, которые не очень хорошо читают и рассказывают вслух при большом количестве окружающих, можно доверить художественное или музыкальное оформление мероприятия. Ребенок должен почувствовать, что он тоже участвует в празднике, чтобы не было обиды, что не получил роль или не прочитал стихотворение.
Содержание любого праздника зависит от того, каков подбор детей и родителей в классном коллективе. От способностей детей тоже многое зависит, поэтому для каждого набора детей – свои праздники. В каких-то классах упор можно сделать на литературные викторины, вечера поэзии, спектакли. Кому-то более интересны музыкальные концерты, спортивные конкурсы, соревнования «Весёлые старты», творческие КВН, с использованием художественной направленности. В подготовке и проведении праздников нет мелочей. Хорошим стимулом для творчества детей является процесс подготовки к празднику в виде различных конкурсов: на лучший эскиз эмблемы или медалей для команды, газет и плакатов для оформления класса или актового зала. И от второстепенных, на первый взгляд, факторов – оборудования и оформления – во многом зависит успех или неудача дела. Особенно важна помощь родителей при оформлении музыкального сопровождения мероприятия, демонстрация кинофрагментов, слайдов. Так же необходимо продумать о награждение детей. В силу своего возраста, подсознательно младшие школьники ждут оценки их выступления и радуются получению подарков.
Так как же подготовить праздник? С чего начать?
Для подготовки к празднику необходимо:
1. Составить предварительный план праздника
. Это необходимо для четкого формулирования главных целей и задач задуманного мероприятия, предусмотреть все необходимое для успешного его проведения, правильно распределить силы и время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников. Успех праздника обеспечивается использованием комплекса средств эмоционально-нравственного воздействия на его участников. Ведущее место в нем принадлежит
сценарию,
содержащему основную информацию, влияющему на интеллект, воображение, эмоции и чувства детей.
2. Разработка сценария праздника.
При написании сценария праздника необходимо учесть тематику праздника.
1) Тема традиционных праздников может соответствовать календарным праздникам, например, День Знаний, День Матери, День защитников Отечества, Международный женский день, Новый год и т.д., но можно выбрать и сезонные праздники (Праздник Осени, Праздник Птиц и др.), тематические (Прощание с Букварем; До свиданья, Азбука, День именинника, По дорогам сказок и прочие).
2) Определить цели праздника.
Под выбранную тему подобрать соответствующий материал. Собранный материал помогает выстраивать ход мероприятия.
3) Выбрать ведущих и персонажей праздника, роли которых распределяются между детьми.
4) Подобрать игры, соревнования в зависимости от темы праздника, возрастных особенностей детей. Если приглашаются гости на праздник, то нужно предусмотреть для них игровые моменты. Это могут быть: коллективное пение, хоровод, кричалки, конкурсы, игры, соревнования. Игра — это полноправное действие праздника. Играя, дети познают мир. Особенна роль соревнования. Небольшое по времени соревнование укрепляет чувство принадлежности к своему коллективу, формирует навыки сотрудничества. Дружная совместная работа приведет к тому, что соперничество станет содружеством. На празднике должны возникать моменты интеллектуального, волевого, эмоционального напряжения и эмоциональной разрядки (шутки, песни, кричалки, загадки, ребусы и др.).
3. Оформление праздника
включает в себя:
1. Музыкальное оформление. Музыка играет огромную роль в любом празднике. Особенность музыки состоит в том, что знакомые мелодии вызывают у человека ассоциативный ряд, помогают воссоздать нужные зрительные образы, готовят к встрече с участниками торжества, подводят к восприятию определенной мысли. Лучше сделать «прогон» отобранных фрагментов заранее.
2. Оформление зала, класса также играет важную роль. Чтобы оформить помещение красиво, ярко и со вкусом, необходимо знать некоторые секреты
. Необходимо соблюдение меры, чтобы украшения не «забивали» друг друга. Оформление праздников не должно повторяться. Лучше задрапировать стену красивой плотной тканью, её очень удобно оформлять с помощью маленьких иголочек.
Для детей и гостей будут неожиданностью сюрпризы на дверях, стендах— плакаты, фотомонтажи, приглашения, афиши, программы праздника, объемные маски, на столах будут уместны атрибуты отражающие тему праздника (корзины с фруктами, поделки из природного материала, вазы, расписные горшочки, оригами, и много другое, сделанное руками учеников). Можно развесить гирлянды, флажки, воздушные шарики, которые дети с удовольствием разукрасят, напишут пожелания, можно заложить внутрь различные предметы и загадки. Если ожидается большое количество приглашенных гостей, то уместно изготовить программки с указанием участников действия, ответственных за оформление праздника. Детям, которые хорошо рисуют учитель или педагог может предложить нарисовать афишу. Ее следует делать яркой и запоминающейся, необычной.
4. Предпраздничные репетиции
— важный этап в подготовке праздника. Чтобы они были продуктивны, нужно учитывать следующие моменты:
— репетировать надо по частям, по эпизодам, небольшим отрывкам, с несколькими учениками;
— никогда не повышать голос, если что-то у детей не получается, следует подумать, правильно ли распределены роли, иногда лучше пересмотреть, произвести замену, чем «мучить» исполнителей;
— больше времени уделить массовым сценам, где задействовано большое количество учащихся, каждый ребенок, должен научиться вовремя перестраиваться, подниматься на сцену и уходить за кулисы бесшумно при хоровом пении, в массовке;
— один из важных моментов соответствие текста и музыки, слайдов и кинофрагментов, отрывков из мультфильмов.
5. Проведение праздника.
Чтобы праздник удался нужно соблюдать некоторые моменты:
-создание предпраздничного настроения, дети всегда ждут чего-то приятного, доброго, сказочного;
— получение в ходе праздника чего-то таинственного, интересного, загадочного и обязательно вручение подарков, грамот, медалей и др.;
— дети сами должны добровольно участвовать в празднике, а не по принуждению, тогда атмосфера будет действительно волшебной, эмоциональной, яркой, радостной;
— мероприятие не должно быть перегружено или затянуто, должен действовать принцип: «игра должна закончится чуть раньше, чем она надоест».
6. Награждение.
После окончания праздника необходимо отметить всех участников. Подарки могут быть самыми разнообразными. Это и вымпелы, почетные грамоты, дипломы, сувениры, медали, сладкие подарки, значки и др., все зависит от тематики праздника и возможностей родителей.
После проведенного мероприятия очень важно обсудить совместно с детьми как прошел праздник. Что удалось, какие моменты были замечательные?
Если по каким-то причинам, праздник не получился, все равно нужно найти положительные моменты и похвалить ребят за старание, стремление поучаствовать в коллективном деле, отстоять честь класса.
Выполнили поставленные цели или что-то не получилось?
Данный вопрос учит извлекать из удач и ошибок полезный опыт и закреплять его в коллективном сознании.
А главное, что нужно учесть на будущее?
Это поможет накопить опыт проведения праздников, избежать типичных ошибок и дать уверенность в своих силах для проведения следующих мероприятий.
В заключении, хочется отметить, что готовый сценарий это практически всегда шаблон, на основе которого каждый учитель разрабатывает свое мероприятие, заимствует идею, отдельные фрагменты, но вносит корректировки, дополнения, убирает лишнее и делает организацию праздника для учащихся своего класса.
Статью подготовили: Цурикова И. В. – учитель начальных классов, фотографии предоставила Фролова Т. М. — учитель начальных классов.
Пасха
Когда отмечается
Каждый год дата праздника меняется, уточнить число можно в церковном календаре. В 2021 году православную Пасху будут праздновать 8 апреля, а в 2021 — 28 апреля.
Смысл и история праздника
Для православных Пасха — воскресение Иисуса Христа и главный церковный праздник.
Как отмечают в школах
В школах Пасху отмечают не с таким размахом, как другие праздники, но всё же не забывают. Если ребёнок растёт в верующей семье, то он вполне может поздравить других детей и учителей. Главное, чтобы родители далёких от церкви ребят научили своих детей уважительно относиться к вере и традициям других людей и народов. Ведь поздравление с Пасхой, Праздником разговения (Ураза Байрам, Рамадан Байрам) или любым другим религиозным праздником ни к чему вашего ребёнка не обязывает, а является просто проявлением симпатии, уважения и доверия.
Что подарить
Традиционные подарки на Пасху у православных христиан: крашеные яйца и куличи. Но если ребёнок хочет поздравить своих друзей и учителей, то вполне уместно сделать это при помощи самодельных или покупных открыток, выпускающегося специально к Пасхе шоколада, фигурок кроликов и других небольших подарков.
«День из детства»
Ребят просят принести фотографию или видеозапись, на которой они запечатлены в возрасте грудных младенцев. Материалы эти до последнего момента никто, кроме собирающего, не должен видеть. На празднике устраивается игра «Угадай-ка»: класс делится на команды, и они по очереди угадывают, кто из их одноклассников представлен на каждом из снимков. Даже младшим школьникам, не говоря о старших, возвращение в глубокое детство доставит много радости, а если добавить к фотографиям детей еще и фотографию учителя, то это станет просто маленьким открытием! Материалы можно принести на родительское собрание и сделать детям приятный сюрприз.
День Победы
Когда отмечается
9 мая
Смысл и история праздника
Дата учреждения этого праздника связана с тем, что именно 9 мая 1945 года на Красной площади приземлился самолёт, привезший из Германии Акт о капитуляции. В первые три послевоенных года он был выходным днём. Но с 1948 до 1965 года 9 мая выходной отменили, а праздник не отмечали на государственном уровне. С 1965 года ситуация изменилась, было принято решение снова сделать этот майский день выходным. С тех пор его празднование сопровождалось и сопровождается и по сей день парадами, салютами, народными гуляньями и чествованием ветеранов.
Как отмечают в школах
Пожалуй, сейчас ни к одному празднику в наших школах не готовятся с таким трепетом. День Победы никогда не был праздником «для галочки», а в последние годы благодаря акции «Бессмертный полк» он и вовсе стал очень личным и душевным. Хотя ветеранов войны становится всё меньше, они всё же ещё есть и их по-прежнему приглашают в гости к школьникам. Во многих школах есть музеи, посвящённые ВОВ, обелиски или памятные стенды. Накануне праздника (который является выходным днем) в школах проходят тематические мероприятия с чтением стихов, пением песен военных лет, мини-сценками или даже спектаклями. Некоторые школы проводят смотры строя и песни, соревнования по стрельбе. Всё это помогает детям чувствовать причастность к событиям военного времени.
Что подарить
Цветы и подарки в этот день дарят только ветеранам. К памятникам и монументам учащиеся школ возлагают цветы, чаще всего это алые гвоздики.
Последний звонок
Когда отмечается
Обычно 25 мая
Смысл и история праздника
Точная дата появления в школьном праздничном календаре Последнего звонка неизвестна. Но то, что он отмечается уже несколько десятилетий и очень любим учениками — факт.
Как отмечается в школах
Несмотря на туманное происхождение Последнего звонка, сложились устойчивые традиции его празднования. В последний учебный день, перед началом экзаменов, выпускники среднего и старшего звена (девяти- и одиннадцатиклассники) становятся участниками и главными героями торжественных линеек и весёлых капустников, для них звенит последний звонок (в исполнении хрупкой девочки-первоклашки с огромными белыми бантами, сидящей на плече рослого выпускника — это одна из главных традиций), а потом ребята отправляются кататься на теплоходах, гулять по паркам, устраивать пикники. Нередко можно увидеть в этот день девушек, одетых в советскую школьную форму с белыми фартуками и огромными бантами. К одежде выпускники прикрепляют маленький колокольчик на трехцветной ленточке, а через плечо надевают ленту с золотистой надписью «Выпускник».
Что подарить
Выпускникам дарят памятные альбомы фотографий или даже видеофильмы, которые будут напоминать ребятам о школьных годах, и желают успехов на экзаменах. Учителей тоже поздравляют с этим праздником и дарят цветы, конфеты. Часто поздравление учителей включают в программу капустника, предваряя вручение подарка каждому учителю-предметнику стихами, переделанными песнями или сценками.