Мероприятие посвященное ко дню библиотекиплан-конспект занятия (2 класс)


Тематическая программа к Международному дню школьных библиотек «Вас приглашает библиотека»

Вас приглашает библиотека

тематическая программа к Международному дню школьных библиотек

Библиотекарь:

Ребята! У нас сегодня праздник – Международный День школьных библиотек.

Каждый четвёртый понедельник октября, весь мир отмечает Международный день школьных библиотек. Праздник возник в 1999 году по инициативе ЮНЕСКО, и его датой был назначен каждый четвертый понедельник октября. Эмблема Международного дня школьных библиотек представляет собой цветок с шестью лепестками, изображённый на фоне раскрытой книги. В 2008-м этот день стали отмечать и в России, причем в том же году ввели традицию расширить празднование до целого месячника школьных библиотек.

Ведущий 1.

Этот праздник не простой, Он международный. Вместе мы встречаем День Библиотеки школьной.

Ждут учебники ребят, Классики скучают, Книги выстроились в ряд, Знания сохраняют.

Будьте частыми гостями Вы в библиотеке, И раскроют книги вам Все свои секреты.

Библиотека открывает школьнику безграничный мир книги, даёт возможность познакомиться с выдающимися произведениями художественной литературы, прививает любовь к чтению.

Как вы думаете, ребята, сколько веков назад на Руси появилась первая учебная библиотека? Около 4 столетий! Первая учебная библиотека на Руси была открыта в 1630-е годы при Киево-Могилянской академии.

А при Петре Первом была создана библиотека при Академии Наук. Тогда же появились и первые школьные библиотеки: «При школах надлежит быть библиотеке довольной, ибо без библиотеки Академия яко без души».

В 1830-х годах в России действовало 62 гимназических библиотеки и несколько десятков при уездных училищах.

Ведущий 1:

Созвездие величайших имен включает в себя плеяда представителей библиотечного дела России. Это Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец, драматург, сатирик. В течение 30 лет он работал помощником библиотекаря императорской публичной библиотеки в Петербурге.
Ведущий 2:
В течение 50 лет в этой же библиотеке работал известный музыкальный и художественный критик, публицист, ученый – Владимир Васильевич Стасов. В понимании Стасова библиотекарь – это, прежде всего, эрудит, ученый, высококвалифицированный специалист, консультант и руководитель читателя.

Ведущий 1:

Одоевский Владимир Фёдорович русский писатель в течение 15 лет был деятельным помощником директора Императорской Публичной библиотеки.

Ведущий 2:

Оленин Алексей Николаевич, известный ученый и государственный деятель, президент Академии художеств был первым директором Императорской Публичной библиотеки и руководил ею около 35 лет.

Ведущий 1:

Однако настоящее развитие библиотечное дело получило в 20 веке. В 1930-х годах в России было уже свыше 44 тысяч школьных библиотек. А сейчас их более 62 тысяч.

Библиотекарь:

Девизом нашей сегодняшней встречи с вами будут слова «Школьная библиотека — на повестке дня».

Итак, наша школьная библиотека (клип о библиотеке).

Ребята, в школьной библиотеке проходят различные мероприятия: тематические вечера, конкурсы, викторины. Сегодня, мы предлагаем вам принять участие в квест- игре «Путешествие по книжному океану».

Что такое «квест»? Очевидно, что в русский язык слово «квест» пришло из английского («quest» — «поиск»). Само это понятие происходит из средневековой литературы, где оно обозначало долгое и трудное путешествие героя, чаще всего рыцаря, за каким-либо предметом, обычно волшебным. На пути героя встречались многочисленные препятствия, которые он преодолевал благодаря своим физическим возможностям, интеллектуальным способностям или при помощи друзей.

Квест-игра интересна тем, кто любит активный отдых; тем, кто жаждет новых острых ощущений; тем, кто умеет доверять своей команде и работать в команде; тем, кто способен проявить свои таланты; тем, кто хочет проверить, на что он способен. Квесты могут быть посвящены самым разным темам.

Сегодня квест-игра посвящена библиотеке. Игра-поиск «Путешествие по книжному океану» учит пользоваться библиотекой, знакомит с расположением отделов, размещением в ней справочной литературы. Игра-поиск в команде помогает лучше узнать друг друга в условиях необходимости принятия быстрых и адекватных решений. Участвуя в игре, вы будете выполнять поиск необходимой информации, находить полезную информацию и применять её. А помогут вам в этом книги. Если вы не можете ответить на вопрос, ищите ответ в книгах. Все вы знаете, как пользоваться справочным аппаратом книги. Удачи вам!

Итак, игра-поиск «Путешествие по Книжному океану».

Проведут игру ведущие:

Ведущий 1:

Приветствую вас, друзья, на библиокорабле! Сегодня у нас состоится необычное путешествие – мы отправимся в морской круиз по Книжному океану с посещением островов, полуостровов и архипелагов. Конечная наша остановка – Остров Сокровищ, на котором, как говорят, ещё в стародавние времена пираты зарыли клад. Путь нам предстоит сложный и полный опасностей, так как в океане, даже Книжном, и в настоящее время полным-полно пиратов. Будьте внимательны и бдительны! На каждой остановке вам предстоят серьёзные испытания, в конце которых вы получите несколько слов из высказывания известного учёного Бэкона Фрэнсиса. Пройдя все испытания, на Острове Сокровищ вы должны будете собрать из всех этих слов высказывание. Путь следования вам укажут стрелки с надписями, которые вы обнаружите на стенах нашего корабля
(можно показать ближайшуюстрелку с указанием этапа следования).
Итак, в путь!
Ведущий 2
: Постойте! Куда это вы собрались без капитана? А вот и он!

(Появляется капитан)

Капитан:

Добрый день, ребята! Для путешествия по книжному океану я приглашаю в свою команду (называет имена одноклассников, построились, одели головной убор). Свистать всех наверх! Семь футов под килем! Отдать концы! Юнги, слушай мою команду! К путешествию будьте готовы! Хотя, опять, наверное, набрали всяких салаг, дела морского не знающих. Сейчас мы проверим вас на готовность служения делу морскому! А ну-ка ответьте на мои вопросы. (
Проводится викторина)
В тихую погоду нет нас нигде, А ветер подует — бежим по воде (волны)

Если он на дне лежит, судно в даль не побежит. (якорь)

Великан стоит в порту, освещая темноту, И сигналит кораблям: заходите в гости к нам! (маяк)

И в тайге, и в океане он отыщет путь любой, Умещается в кармане, а ведет нас за собой. (компас)

Шириною широко, глубиною глубоко, День и ночь о берег бьется, Из него вода не пьется, Потому что не вкусна — и горька и солона. (море)

Он на мостике стоит И в бинокль морской глядит, Не страшит девятый вал — Крепко держит он штурвал. Он на судне — царь и пан. Кто же это? … (капитан)

Если этот флот военный, То тогда уж непременно На судах его матросы С ленточками это носят. (бескозырка)

Туч нагнал сердитый ветер. Небо в тучах, нет просвета, И разбушевалось море Всем судам морским на горе. Ночь настала прямо днём. Как мы это назовём? (шторм)

Носит офицер-моряк Строгий форменный пиджак, Ну, подумай-ка немножко, Как зовётся та одёжка? (китель)

Куртки моряков из ваты Называются … (бушлаты)

Ты, как рядовой в пехоте, Служишь рядовым в Морфлоте. Боцман приказал? Скорее Лезь по лесенке на рею. И не трусь, не вешай нос! Ты в тельняшке! Ты — (матрос)

Закрепляют ловко тросы, Драят палубу матросы — На борту у них аврал! — Моряки, вы гостя ждёте? — Да! Главнейшего на флоте! Едет в гости …(адмирал)

Капитан:

Ну что, пожалуй, совсем неплохо. Ну, а остальному в пути научитесь!
(шум моря,смотрит в подзорную трубу)
В путь! Курс на остров Всезнаек
(Отдел справочной литературы)
Ага, вот и наш остров! Свистать всех на берег!

Этап № 1
Остров Всезнаек (отдел справочной литературы).
Ведущий 1:

Приветствуем вас на острове
Всезнаек!
Наш остров необычен. Побывав на этом острове, вы получите отличные знания, расширите свой кругозор. Эрудированный человек богат не столько памятью, сколько знанием путей оперативного нахождения нужной информации. И здесь на помощь приходят незаменимые сотрудники Словари, Справочники, Энциклопедии. Детский писатель Лев Кассиль сказал: «Ставь вопросы, как паруса, — и пусть эта книга станет твоим кораблём в безбрежном океане знаний».

Итак, юнги вам задание. Объясните значение слова БУКВА.

(работа со словарём Ожегов «Словарь русского языка»)

Ответ. Буква – графический знак, входящий в азбуку.

А теперь, на каждую первую букву слова подберите другое слово, относящееся к школьной библиотеке.

Б – библиотека

У – учебник

К – книга

В – викторина

А — абонемент

Ведущий:

Молодцы! С заданием вы справились на «отлично»! Вручаем вам первую часть из высказывания — корабли мысли.

Капитан:

Мои юные друзья! Не забывайте, что нас ждут на борту корабля, нам пора продолжить свой путь. Держим курс на полуостров Крымуша. Вперёд, нас ждёт очередное приключение!
(смотрит в подзорную трубу)
Вижу землю!

Этап № 2 Полуостров Крымуша
(отдел краеведческой литературы)
Ведущий 2:

Приветствуем вас на полуострове
Крымуша
! На нашем полуострове дружно живут более 150 национальностей разных народов. Мы и вас примем в свою большую многонациональную семью, если вы справитесь с заданиями.

Ребята! На полуострове Крымуша

побывало много писателей, поэтов, художников прославивших этот полуостров. Вам такое задание.

Задание 1:

Среди буквенной путаницы найдите фамилии десяти крымских писателей
:ЙЦУКЕНГШЩЗОРЛОВХЪФФЫВАПРОЛДЖЭЯЧСМИТЬБЕЛОУСОВБЮЙЦУКЕНГМЕЛЬНИКОВШЩЗХЪФЫВАПКОЗЕЕВАНРОЛДЖЭЯЧСМОГУРЦОВАИТЬБЮЙЦУТЕРЕХОВЕНГШЩЗХЪФЫКОНДРАШЕНКОВАПРОЛДЖЭЯСУББОТЕНКОЧСМИТЬБЮДОМБРОВСКИЙЙЦУКЕНГШЩГРИН
Молодцы! Но это ещё не всё.

Задание 2:

В отделе краеведения нужно найти сборник «Крым. Поэтический атлас». В этом сборнике помещены поэтические произведения известных русских и советских поэтов, побывавших в Крыму. Вам нужно найти стихотворения, посвящённые небольшому, но довольно чистому, красивому и благоустроенному старинному городу, который расположен в юго-восточной части Крымского полуострова. Город был основан более 2530 лет назад греками из Милета
.
Название этого города в переводе с греческого означает — «богом данная». О каком городе идёт речь? (ребята отвечают)

А теперь зачитайте отрывок из любого стихотворения, посвящённого этому городу в сборнике «Крым. Поэтический атлас».

Ведущий 2:

С заданием вы справились на «отлично»! Вручаем вам, следующую часть слов из высказывания — странствующие по волнам времени. (вручаются слова из высказывания)

Капитан:

Мои юные друзья! Не забывайте, что нас ждут на борту корабля, нам пора продолжить свой путь. Держим курс на остров
Гармонии.
Капитан:

Вперёд, нас ждёт очередное приключение!
(смотрит в подзорную трубу)
Вижу впереди остров Гармонии !

Этап № 3
Остров Гармонии («Эстетический сектор»)Капитан:
А это, мои юные помощники — удивительный остров. Здесь живут искусство, талант, дарование, увлечение. Посмотрим, какие чудеса и неожиданности приготовил для нас этот остров.

Ведущий 1:

Ребята! Речь пойдёт о портретах известных русских художников, которые хранятся в Государственной Третьяковской галереи. Коллекция картин Третьяковской галереи содержит множество шедевров всемирной живописи, но большая ее часть посвящена русскому искусству. Предлагаем вам ответить на поставленные вопросы. Если вы не можете сразу дать правильный ответ, вам помогут ответить на вопрос книги, расположенные на полке «Искусство».

  1. Красота русской женщины всегда привлекала художников. Одним из ярких примеров, где показан женский кропотливый труд, является картина «Кружевница». На этой картине изображена молодая девушка, которая занимается рукоделием. Ее лицо очень доброе, приветливое, а глаза излучают внутренний свет. Волосы рукодельницы аккуратно уложены в простую прическу, лишь несколько локонов выбиваются, принося портрету еще большую миловидность.

Назовите автора картины «Кружевница»? (Василий Тропинин)

  1. Этот портрет по праву считается вершиной сентиментализма в русской живописи и самым поэтичным творением художника Владимира Боровиковского. Кроме несомненного сходства с прототипом, этот портрет является и воплощением идеала женственности в русском искусстве конца XVIII в. Естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой. Этот портрет восхищал и вдохновлял современников. Так, например, поэт Яков Полонский посвятил ему стихотворные строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали. Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать. Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Вам такой вопрос. Как вы думаете, чей портрет, нарисовал русский художник Владимир Боровиковский?

(Портрет Марии Ивановны Лопухиной)

  1. Природа России удивительна и прекрасна. Но когда она сочетается с мастерством талантливого художника, который изображает на ее фоне прекрасную девушку – то это уже шедевр.

Картина «Девушка, освещенная солнцем» одухотворенная, по-настоящему солнечная и очень реалистичная. Художник будто сфотографировал молодую, красивую девушку, которая присела в знойный летний день в тени деревьев отдохнуть. Она прислонилась к большому, многолетнему дереву и наслаждается тишиной, прекрасной погодой. Автор, как истинный мастер своего дела, изобразил солнечные блики, игру теней на героине. Они отражены и на лице, и на руках, и на блузке юной девушки.

Кто автор картины «Девушка, освещённая солнцем»?

( Валентин Серов)

Ведущий 1.

Ребята вы молодцы, хорошо справились с заданием. Мы вам вручаем следующую часть слов из высказывания — и бережно несущие .

(вручаются слова из высказывания)

Капитан:

Молодцы юнги!
(смотрит в подзорную трубу)
Сколько нового и интересного мы с вами узнали. Продолжим наш путь! Курс на следующий остров! Ага, вот и Архипелаг Маленьких книголюбов! Свистать всех на берег!

Этап № 4. Архипелаг Маленьких книголюбов

(Отдел обслуживания учащихся 1-4 классов)
Ведущий 2:
Мы рады приветствовать вас на Острове Маленьких Книголюбов. Смотрите, морская волна принесла нам бутылку с посланием! Наверное, кто-то попал в беду?! Сейчас мы это узнаем (достаёт записку, читает).

«Приветствую тебя, случайный читатель! Пожалуйста, помоги мне выбраться с
Необитаемого острова. Чтобы вернуться домой, я должен разгадать эти загадки, азатем из первых букв отгаданных слов сложить новое слово. Надеюсь, что тысправишься с этим заданием! Робинзон Крузо»Капитан .
Юнги, надо помочь Робинзону Крузо побыстрее выбраться с Необитаемого острова. Ну-ка, посмотрим что там! Это детские загадки, мы сейчас быстро их отгадаем. ( читает загадки с карточек) Это самый крупный зверь, Словно лайнер многотонный. А питается — поверь! — Только мелочью — планктоном. Проплывает тут и там По арктическим морям. (
К
ИТ) Он морских просторов царь, Океанов государь, Кладов он на дне хранитель И русалок повелитель. (
Н
ЕПТУН) Окно на корабле. (
И
ЛЛЮМИНАТОР) Туда дойти мы не смогли, Где неба край и край земли. (
Г
ОРИЗОНТ) Над водой взметнулась глыба — Это очень злая рыба. Показала свой плавник И опять исчезла вмиг. (
А
КУЛА)
Ответ: КНИГА
Ведущий 2:

Вы спасли Робинзона Крузо. Вручаем вам следующую часть из высказывания — свой драгоценный груз
.
Капитан:

Молодцы юнги! В путь!
(смотрит в подзорную трубу)
Держим курс на следующий остров. Смотрите, вдали показался остров! Уже видна суша. Это же остров – континент Южный. Свистать всех на берег!
(Отдел географии)
Этап № 5 Остров-континент Южный (отдел географии)

Ведущий:

1. Ребята, вы прибыли на остров-континент. Этот остров находится между Индийским и Тихим океанами. Это самый маленький, плоский и засушливый континент. Население здесь самое малочисленное из всех обитаемых континентов. Это одновременно и материк, и страна. Название острова в переводе с латинского означает «Южный». Как называется этот остров-континент? (Австралия)

Ребята, если вы затрудняетесь с ответами, вы можете обратиться к книгам, представленным на полке «По материкам и странам»,

которые помогут вам ответить на заданные вопросы.

Скажите, какой город Австралии является его столицей?

*Сидней * Канберра

* Аделаида

2. В Австралии находится одно из чудес света, созданное самой природой. Это целая система из 2100 отдельных рифов и островков. Это чудо света, считается самым грандиозным сооружением на земле, построенным живыми существами, площадь которого составляет 351000 кв. км. Причём без малейшего участия человека. Как называется это природное грандиозное сооружение? (Большой Барьерный риф)

Из чего сложен Большой Барьерный риф?

(Он состоит из скелетов кораллов и живых кораллов).

3. Какие известные животные обитают в Австралии, которых не встретишь нигде в мире? (кенгуру, коала, утконос, ехидна)

Ведущий 1:

Вы хорошо справились с заданиями, и получаете очередное слово из высказывания –
от поколения к поколению.
Капитан:

И остался на нашем пути ещё один остров. Впереди нас ожидает высадка на Остров Золотоискателей. Вперёд, друзья мои!
(смотрит в подзорную трубу)
Вижу, вижу впереди остров!
(смотрит в подзорную трубу)
Неужели это остров золотоискателей. Свистать всех на берег!

Этап № 6
Остров Золотоискателей (Информационно-библиографический отдел)Капитан:
На этом Острове, друзья мои, представьте себе, я оказался в первый раз. Всегда маршрут пролегал по другому пути. А сегодня меня привлекло его название, захотелось увидеть остров ближе. Только вот золота что-то не видно!
Ведущий 2:
Золото – это книги! Ещё Сергей Вавилов говорил: «Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». На нашем Острове, жители его – библиотекари и библиографы разыскивают крупинки самых лучших произведений в Гималаях книг, выявляя самое интересное и нужное. Библиографию называют Якорем надежды:

Эмблема этой науки – ключ. Зовётся она Якорем надежды, Пробьёт дорогу сквозь незнанья туч, Как лоцман в океане книг безбрежном.

Ребята, почувствуйте и вы себя в роли золотоискателей. Выполните задание.

Участникам передаётся записка с заданием
Записка с заданием: «Подбери пару:
подберите к фамилиям писателей, расположенных в левой колонке, пару – название произведения, которое написал этот писатель.

(ребята выполняют задание)

Ведущий 2:

Золотодобытчики вы достойные! А вот ваша крупица золота. (Участники получают следующее слово из фразы
Книги
— )

Ребята составляют высказывание из полученных слов.

Библиотекарь:

Ребята, вот и закончилось наше путешествие по Книжному океану нашей библиотеки. Участвуя в игре, вы познакомились с расположением книжного фонда школьной библиотеки, находили интересную и полезную информацию. Игра-поиск помогла вам лучше узнать друг друга. Мы благодарим всех ребят, кто принял участие в квест-игре и бродил с нами не по виртуальным тропам и дорожкам, а по нашему книжному кораблю – библиотеке. Пусть у вас останутся только самые положительные впечатления о нашем с вами путешествии!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]