В первый день смены летнего лагеря перед взрослыми встает важная задача: познакомить детей. Для этого вожатые организуют и проводят игры для знакомства. В лагере дети должны наладить отношения друг с другом в короткий срок. Игры для этого подойдут лучше всего. Они являются важным видом деятельности детей и наиболее им близки, ведь средний возраст отдыхающих в летних лагерях – от 9 до 12 лет.
Игры для знакомства в лагере для детей проводят в первые 2–3 дня с начала смены. Сначала нужно просто познакомить детей, узнать их имена. Дети должны различать друг друга и выделять ребят своего отряда. Для этого хорошо подходят игры на первичное знакомство. В лагере как можно скорее организовывают вечер знакомств. Идеально, если он пройдет в первый же день.
Начнем знакомство!
Вожатому стоит помнить, что слова «упражнение», «занятие» при общении с детьми на вечере нежелательны. Можно увлечь ребят фразой: «Давайте интересно познакомимся!», или: «Думаю, что нам всем хочется познакомиться!». После доброжелательно и энергично начать игру.
«Угадай мое имя!»
Дети строятся в одну линию. Первый ребенок выходит из нее так, чтобы его было видно, и говорит: «Отгадайте, как меня зовут?» и называет первую букву своего имени. Тот, кто угадал, загадывает следующее имя.
«Снежный ком»
Дети стоят в круге. Первый ребенок называет свое имя, второй – имя первого и свое. Третий – первое, второе и свое. Имена «нарастают», словно «снежный ком» и дети быстро их запоминают.
Даже если дети запомнили имена друг друга, это не означает, что они познакомились. В первый вечер полезно узнать и об увлечениях детей. Эти сведения помогут вожатому заинтересовать ребят кружками и отрядными делами, а товарищей – завести дружбу по интересам.
Для этого вожатый может приготовить вопросы на знакомство. В лагере такие «интервью» нужно проводить весело, энергично. Дети любят, когда на мероприятии играет музыка и все действо похоже на конкурс.
«А кто?»
Взрослый спрашивает, а дети выбегают вперед, улыбаясь и раскланиваясь.
- Кто приехал в лагерь впервые?
- Кому 10 (11, 12) лет?
- Кто закончил 3 (4, 5) класс?
- Кто приехал не один, а с другом?
- Кто любит рисовать (играть в футбол, читать)?
Детей, которые выходят, вожатый называет по именам, легко касаясь их плеч.
Участвуя в первичных играх на знакомство, каждый ребенок начинает ощущать себя в коллективе не чужим. Другие дети становятся для него знакомыми, а он сам для товарищей раскрывается как личность.
Проводятся конкурсы
«Скороговорщик»
Отряды по очереди произносят найденную скороговорку – кто выполнит задание более дружно, тот и побеждает.
«Пой песню»
Отряды поют известную песню голосом животного, изображенного на найденной иллюстрации.
«Кто сумеет сосчитать?»
На стуле в центре зала выкладывается некоторое число горошин и накрывается тканью. От каждой команды выходит по одному игроку, они присаживаются по очереди на стул и называют предполагаемое количество горошин на стуле. Тот, кто ответил правильно, приносит победное очко команде. Если никто не назвал верного ответа, то выходят другие игроки от команд, затем – третьи. И так до тех пор, пока не будет названо нужное число.
«Имя отряда»
С помощью собранного природного материала выложить на земле название отряда.
Ведущая: Наши ребята дружные и смекалистые. Думаю, они достойны отдыха в нашем лагере.
Ведущий: Полностью согласен. Но наш праздник не заканчивается – сейчас будет дискотека!
Ведущая: А это значит – еще много-много игр и конкурсов!
Далее проводится дискотека.
Продолжение знакомства
На второй день взрослые могут провести «Огонек знакомств в лагере», где дети будут продолжать устанавливать межличностные взаимоотношения. На этой встрече они активно общаются, узнают друг друга лучше. Дети принимают участие в выборе названия, гимна, талисмана своего отряда. Целью «Огонька» является знакомство всего коллектива лагеря. Проводится конкурс «Приветствие» для всех отрядов. Это отличная возможность для каждого ребенка показать свой талант.
Игры на вторичное знакомство в лагере можно проводить после того, как все участники смены достаточно освоятся. Дела, связанные с общими интересами, позволят детям интересно проводить время вместе.
Конкурс «Охота на льва»
Реквизит: ведро, на котором нарисован лев (или любая другая ёмкость), четыре мячика.
Ведущий 2: «Итак, дорогие друзья! Ваши корабли дрейфуют в океане вот уже две недели и для того, чтобы не начался бунт нужно срочно пополнить запасы провизии и питьевой воды».
Ведущий 1: «А для этого придётся высадиться на остров, который не обозначен ни на одной карте. На этом острове наверняка есть вода и еда, ведь капитаны обоих судов увидели в подзорные трубы, что на нём есть растительность».
Ведущий 2: «Однако не советую высаживаться на сушу полным составом: кто знает, что может ждать там путешественников. Предлагаю разведать территорию четырём самым храбрым членам команд. Выходите, самые смелые мореплаватели! По два добровольца из обеих команд!».
Ведущие формируют из участников две шеренги, каждому из них дают по мячику, а напротив шеренг, на расстоянии 1-2 метров ставят ёмкость, на которой нарисован лев.
Ведущий 2: «И вот наши отважные разведчики неожиданно натолкнулись в диких джунглях, которые покрывают всю территорию острова, на голодного льва. Чтобы выжить, им придётся сражаться, однако, никто не догадался взять с собой оружие и всё, что есть у наших бесстрашных моряков – это четыре камня. Если все четыре камня не попадут в цель, то лев съест наших героев и команды останутся без воды и еды».
Дети по очереди забрасывают мячики в ведро, а затем возвращаются к своим командам.
Конкурс «Пойми меня»
Реквизит: карточки, на которых написаны задания (см. ниже).
Ведущий 1: «После того, как разведчики вернулись на борт, капитаны обеих команд решили отправить на берег по пять человек из своих команд, чтобы они смогли принести больше еды и воды. Итак, приглашаю участвовать в следующем испытании десятерых добровольцев: по пять участников из обеих команд!».
Ведущий 2: «Представьте (обращается к игрокам), что на острове живут аборигены, которые, естественно, разговаривают на своём языке и не понимают русский. Перед вами стоит сложная задача: если что-то пойдёт не так и местные жители поймут что-то не правильно, то команда корабля может стать их обедом. Поэтому нашим героям придётся научиться изъясняться при помощи жестов».
Ведущие строят участников обеих команд в одну шеренгу так, чтобы они все смотрели в одну сторону. Затем выдаёт тому, кто стоит последним в шеренге, карточку с заданием (фразой, в которой будет указано действие, предмет, команда; например: «давай закопаем клад»; «пойдем, поедим, кок приготовил ужин»; «пойдём будить капитана»). Задача каждого участника игры (первым показывает замыкающий шеренгу): не вербально (т.е. без слов) объяснить впереди стоящему участнику задание. В конце игры стоящий первым в шеренге ребёнок проговаривает задание вслух так, как он его понял.
Ведущие могут дать подряд несколько заданий, или, если времени на игры отведено не так много, только одно.
Конкурс «Поднять якоря»
Реквизит: два якоря, изготовленные вручную из плотного картона, два равных отрезка плотной нити.
Ведущий: «Пора отчаливать! Для того чтобы команды продолжили свой путь, им нужно поднять якоря. Вызываю к себе двух матросов!».
«Матросы» из обеих команд подходят к ведущему, который вручает каждому из них по одному картонному якорю. К якорям привязаны нити.
Задача участников: как можно быстрее намотать нити на «якоря», стараясь опередить соперника.
Ведущий 2: «Молодцы, матросы! А теперь, дорогие мои мореплаватели, предлагаю отправиться домой, к родным берегам!».
Конкурс «Матросский танец»
Ведущий 1: «Поздравляю! Команды успешно возвратились домой! Корабли пришвартованы, команды сошли на сушу! Пора исполнить традиционный «матросский танец»!».
Звучит зажигательная музыка (например, известная мелодия «Яблочко») и ведущие просят четырёх добровольцев из обеих команд (по два участника из каждой команды) исполнить любой танец (движения могут быть произвольными).
В этом конкурсе победителей определяют зрители или ведущие. Побеждает та пара, которая использует наиболее необычные движения или сможет быстро среагировать и исполнить парный танец.
Примеры игр на углубленное знакомство
«Визитка»
Для задания понадобятся: старые журналы, чтобы вырезать из них картинки; ножницы, цветные ручки, карандаши, клей, плотная бумага.
Дети делают себе визитные карточки. Можно нарисовать, наклеить на листе бумаги картинки или написать слова, которые имеют отношение к личности ребенка, его характеру и увлечениям. Сложив готовые визитки вместе, и вытянув одну, дети совместно решают, кто владелец этой карточки. После проведения игры, карточки можно повесить на стену для общего рассмотрения.
«Клубочек»
Понадобится: большой клубок ниток.
Ведущий объявляет тему обсуждения и начинает игру. В процессе рассказа он наматывает нитку клубка на пальцы. После того как рассказ ведущего заканчивается, он передает клубок другому участнику. Когда все дети выскажутся, взрослый резюмирует все рассказы. Смысл заключения в том, что в высказываниях детей много общего. Это их объединяет, словно клубок ниток.
Примерные темы для обсуждения:
- «Я люблю когда…»
- «Мне хочется поговорить с другом о…»
- «Мне бы хотелось…»
- «Признаться, я боюсь когда…»
- «Никогда не забуду, когда…»
- «Этот случай повлиял на мою дальнейшую жизнь».
Это упражнение можно проводить на протяжении всего периода лагерной смены. Детям среднего школьного возраста нравится откровенничать, выражать себя и слушать «секреты» других. Они начинают осознавать, что их проблемы и переживания характерны для сверстников.
Игры на знакомство в лагере для детей помогают доброжелательному и открытому общению. Ребята получают новые положительные впечатления от летней совместной жизни.
Игры на знакомство — видео
Сценарий конкурсно-игровой программы «Остров знакомств»
Кто-то из организаторов включает музыку (желательно, чтобы зазвучала композиция «С нами друг»).
Музыка становится тише и первый ведущий говорит: «Доброе утро, мальчики и девочки! Доброе утро, коллеги! Если день хорошо начинается и утро действительно доброе, то знаете, что это значит? Это значит, что весь день пройдёт на «ура»! Поздравляю всех с тем, что нас ждёт ещё один счастливый день!».
Второй ведущий продолжает: «Да, дорогие друзья! Я уверен, что нас ждёт радостный денёк, полный веселья! Сегодня каждый из нас найдёт много новых друзей! Скажите, ребята, а что вы делаете, когда встречаете друга?».
Дети хором отвечают (ведущие могут им подсказывать): «Мы здороваемся!».
Второй ведущий: «Молодцы! Предлагаю поиграть в очень простую, но очень интересную игру! Сейчас я буду читать стихотворение, а все присутствующие здесь должны по смыслу догадаться, когда это будет уместно и сказать хором: «Привет!». Итак, начнём:
Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему… (Дети хором кричат: «Привет!»).
С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой… (Привет).
При встрече через много лет вы крикнете друзьям… (Привет).
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго… (Привет).
И вы запомните совет: дарите всем друзьям…(Привет).
Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы… (Привет).
Первый ведущий: «Привет! Да-да, привет, всем!».
Второй ведущий: «Да, ребята, мы сейчас оказались на «Острове знакомств», но скоро нам придётся отправиться в увлекательное путешествие по «Океану Дружбы». Сейчас мы объясним, как можно построить корабль и собрать команду для его управления!».
Конкурс «Построй команду»
Количество участников: 12 человек (две команды, в каждой – по 6 участников).
Реквизит: 12 карточек, на которых написаны названия всех «корабельных» должностей (штурман, юнга, матрос, старпом, капитан, лоцман). Эти карточки, ведущие должны раздать всем участникам игры.
После того, как карточки раздали детям (в случайном порядке), формируются две команды. Капитаны обеих команд должны построить своих «подчинённых» в две шеренги, в соответствии с занимаемой должностью, слева направо. После этого они должны по очереди назвать имена всех членов команд и ранг.
Конкурс «Нарисуй корабль»
Количество участников: 8 человек (по 4 игрока от обеих команд).
Реквизит: два мольберта, цветные карандаши, два листа ватмана.
Ведущий строит участников игры в две шеренги, по четыре человека в каждой, а напротив них, на расстоянии 2-3 метров ставит мольберты. Всем участникам перед игрой раздаются карандаши (по два карандаша на участника).
Затем, по сигналу ведущего, игроки из обеих команд по очереди подбегают к мольбертам и рисуют корабли (на то, чтобы добежать и нарисовать что-либо им даётся 30 секунд). Выигрывает та команда, которая первой нарисует корабль.
После игры первый ведущий говорит: «Молодцы, ребята! Поздравляю! Теперь у нас есть две команды и два корабля!». После этого другой ведущий включает песню «С нами друг».
Конкурс «Составь письмо»
Реквизит: два листа бумаги, с написанными на них «шифрами» (см. далее), а также две стеклянные бутылки с широким горлышком (в которую без труда можно поместить листочки бумаги и также вытащить их оттуда).
Ведущий 1: «Внимание! Команды кораблей! Объявляю, что два ваших судна плавают в океане вот уже 7 дней и, однажды утром, когда матросы занимались починкой бортов кораблей, они увидели в воде вот это (показывает две бутылки детям). В этих бутылках мы, с коллегой (показывает на второго ведущего рукой) нашли две зашифрованные записки (достаёт листочки бумаги из бутылок и показывает детям). Сейчас мне понадобятся четыре человека! Капитаны! Выберите из своих команд двоих самых умных участников!».
Капитаны выбирают четырёх добровольцев и те подходят к ведущим.
Ведущие предлагают участникам «расшифровать» два найденных послания: на листочках написаны существительные в хаотичном порядке, из которых игроки должны составить предложения.
Итак, примеры «шифров».
Первый вариант: «шторм», «португалец», «капитан», «беглец», «злодей», «вор», «клад», «кораблекрушение», «остров», «абориген», «плот».
Второй вариант: «людоед», «африканец», «матрос», «кинжал», «голод», «океан», «бунт», «убийство», «кораблекрушение», «саботаж», «герой».
Проигравших и победителей в этом конкурсе нет: дети рассказывают истории, которые у них получились. На «расшифровку» им даётся 5 минут.